Адрес:
220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503
Бизнес-центр отеля "Минск"
Главная/Экспертное мнение/Публикации за 2010 год/ПРИЗНАНИЕ И ПРИВЕДЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

ПРИЗНАНИЕ И ПРИВЕДЕНИЕ В ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ И ИНОСТРАННЫХ А...


А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент


Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 10 марта 2010 г.

В соответствии с частью первой ст. 245 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение хозяйственными судами в Республике Беларусь, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь либо на основе взаимности.
Таким образом, существуют два основания признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных судебных решений:
1) наличие международного договора;
2) взаимность.
Рассмотрим указанные основания подробнее.
Необходимо сразу обратить внимание на то, что в отношении признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений на практике проблем возникает значительно меньше, чем в отношении решений иностранных государственных судов. Это вызвано тем, что Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 (г. Нью-Йорк) (далее - Нью-Йоркская конвенция), в которой по состоянию на 14 мая 2009 г. участвует 144 государства.
При рассмотрении заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных судов хозяйственный суд для начала должен установить факт наличия соответствующего международного договора, предусматривающего возможность признания и приведения в исполнение такого решения.
В отношении государств - участников Содружества Независимых Государств в настоящее время действуют следующие международные правовые акты, предусматривающие возможность приведения в исполнение решений государственных судов:
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 (г. Киев) (ст. 8 - 10). Указанное Соглашение не подписано Азербайджанской Республикой;
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 (г. Кишинев) (ст. 54 - 59). Данная Конвенция не подписана Туркменистаном и Республикой Узбекистан.
Кроме указанных международных актов для Республики Беларусь действуют следующие договоры о правовой помощи, предусматривающие возможность признания и приведения в исполнение решений государственных судов:
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.07.1958 (ст. 46 - 53);
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25.01.1979 (ст. 19 - 29);
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12.08.1982 (ст. 53 - 61);
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.11.1984 (ст. 44 - 50);
Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 20.10.1992 (ст. 52 - 60);
Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 11.01.1993 (ст. 17 - 21);
Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.02.1994 (ст. 50 - 56);
Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 26.10.1994 (ст. 53 - 57);
Договор между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 14.09.2000 (ст. 56 - 62);
Договор между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 07.11.2006 (ст. 28 - 30);
Договор между Республикой Беларусь и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам от 21.02.2007 (ст. 14 - 19);
Договор между Республикой Беларусь и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 23.09.2008 (ст. 18 - 25).
Решение судов вышеуказанных государств признаются и приводятся на территории Республики Беларусь в соответствии с требованиями заключенных международно-правовых соглашений.
В случае, когда в Хозяйственный суд Республики Беларусь поступает ходатайство о признании и приведении в исполнение решения суда, с государством которого у Республики Беларусь отсутствует международный договор, удовлетворение такого ходатайства возможно только на основании принципа взаимности.
В отношении применения принципа взаимности существует ряд проблемных вопросов. Законодательство не раскрывает понятия взаимности и не говорит о том, в чем взаимность должна выражаться.
С одной стороны, под соблюдением взаимности можно понимать наличие фактов признания и приведения в исполнение решений белорусских судов на территории другого государства. В данном случае возникает вопрос: будет ли отсутствие случаев признания решений белорусских судов свидетельствовать об отсутствии взаимности?
С другой стороны, в качестве отсутствия взаимности можно рассматривать ситуации, когда имеются случаи отказов в признании и приведении в исполнение решений белорусских судов на территории иностранного государства. В то же время вряд ли можно считать проявлением отсутствия взаимности отказ в связи с неправильным оформлением белорусским субъектом заявления о признании и приведении в исполнение судебного решения или, например, неуплатой государственной пошлины в требуемом законодательством иностранного государства размере.
Хотя практика хозяйственных судов в данном направлении находится в стадии формирования, на наш взгляд, взаимность необходимо рассматривать как процессуальную презумпцию, которая существует до тех пор, пока не доказано иное. При этом отказы в признании и приведении в исполнение судебного решения в связи с несоблюдением порядка обращения за таким признанием или же отказы по мотивам противоречия решения публичному порядку не должны рассматриваться в качестве отсутствия взаимности.
Проблемы в применении принципа взаимности в отношении решений хозяйственных судов Республики Беларусь зачастую встречаются на практике.
Так, при обращении за признанием и приведением в исполнение своих решений на принципе взаимности к Федеративной Республике Германия, Королевству Испания, Королевству Нидерланды, Эстонской Республике, Словацкой Республике, Австрийской Республике, Республике Словения можно столкнуться с ситуацией, когда суды указанных государств не признают принцип взаимности и отказывают в признании и приведении в исполнение белорусских судебных решения. При таких обстоятельствах даже вынесенное в пользу белорусского субъекта хозяйствования решение о взыскании задолженности с иностранного партнера не является гарантией его признания и исполнения на территории указанных государств.
На основании вышеизложенного субъектам хозяйствования при заключении внешнеэкономических сделок следует помнить о данных обстоятельствах, так как недобросовестные контрагенты, пользуясь информацией о практике признания и исполнения иностранных решений хозяйственными судами Республики Беларусь на основании принципа взаимности и невыполнении такового компетентными органами государств, с которыми у Республики Беларусь отсутствует международный договор, могут умышленно определять во внешнеторговом контракте местом рассмотрения споров страну, с которой у Республики Беларусь отсутствует договор, и которая в отношении Республики Беларусь не признает принципа взаимности.
В свою очередь взыскателям, требующим признания и исполнения вынесенных в их пользу решений в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соответствующий международный договор, можно рекомендовать дополнять заявление о признании и исполнении решения белорусского суда имеющимися данными о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений судов того государства, в котором испрашивается признание и исполнение решения суда Республики Беларусь.
Перейдем к рассмотрению порядка обращения в хозяйственный суд с заявлением о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.
Согласно положениям ст. 246 ХПК заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются взыскателем в хозяйственный суд в Республике Беларусь по месту нахождения или месту жительства должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства его неизвестны.
Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются в письменной форме и должны быть подписаны взыскателем или его представителем.
Перечень обязательных сведений, которые указываются в заявлении, приведен в части третьей ст. 246 ХПК.
В заявлениях о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения могут быть также указаны номера телефонов и (или) факсов, адреса электронной почты взыскателя, должника, их представителей и иные сведения. В случае отсутствия таких сведений хозяйственный суд не вправе возвратить заявление, поскольку указание данных сведений не носит обязательного характера, но способствует более быстрому рассмотрению заявления.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие отсутствие обстоятельств, которые могут стать основанием для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а также, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь, документы, перечисленные в части пятой ст. 246 ХПК.
В соответствии с положениями п. 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2006 N 10 "О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа" (далее - постановление N 10) лицо, против которого направлено решение иностранного суда, считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, если вручение судебных и внесудебных документов такому лицу состоялось в порядке, установленном Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965, заключенной в г. Гааге, иным подлежащим применению международным договором.
При этом следует отметить, что, если иное не установлено международным договором, лицо должно быть уведомлено с таким расчетом, чтобы оно имело достаточно времени для подготовки к делу и обеспечения защиты своих прав и интересов. Вопрос о достаточности предоставленного извещенному лицу срока хозяйственный суд решает в каждом конкретном случае на основании оценки всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, в частности, место нахождения извещенного лица, место рассмотрения дела, характер дела, наличие у извещенного лица реальной возможности осуществить защиту своих прав с учетом срока уведомления.
К заявлению о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь, прилагаются документы согласно части шестой ст. 246 ХПК.
К заявлениям о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Из пункта 14 приложения 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь следует, что государственная пошлина за подачу заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения составляет 10 базовых величин (с 1 декабря 2007 г. размер базовой величины составляет 35000 бел.руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 N 1446 "Об установлении размера базовой величины")).
Необходимо обратить внимание на то, что факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой плательщика на оборотной стороне платежного поручения "Исполнено" с указанием суммы прописью. Данная отметка заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляется оттиском печати банка с проставлением даты исполнения платежного поручения.
Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаются хозяйственными судами в Республике Беларусь при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
Упрощенный порядок легализации иностранных документов установлен в вышеуказанных международных договорах о правовой помощи.
Также необходимо помнить, что Республика Беларусь является участницей Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (заключена в г. Гааге). В соответствии с положениями данной Конвенции единственным требованием, подтверждающим подлинность иностранного документа, является проставление апостиля.
Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в хозяйственный суд в Республике Беларусь должны сопровождаться надлежащим образом заверенным их переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.
Хозяйственный суд возвращает взыскателю заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения без рассмотрения в случае несоблюдения требований к заявлениям, установленных ст. 246 ХПК.
В соответствии с нормами ст. 247 ХПК заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения рассматриваются в судебном заседании судьей хозяйственного суда единолично в срок не более одного месяца со дня их поступления в хозяйственный суд по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 28 ХПК, если иное не определено международным договором Республики Беларусь.
Хозяйственный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела. При условии соблюдения требований международных договоров об оказании правовой помощи не исключается одновременная пересылка судебных документов заинтересованным лицам за границу заказной почтовой корреспонденцией, а также вручение их надлежащим представителям в Республике Беларусь, если иное прямо не указано в заявлении о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.
При рассмотрении дела хозяйственный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, предусмотренных ст. 248 ХПК, путем исследования доказательств обоснования заявленных требований и возражений, представленных в хозяйственный суд.
Согласно части четвертой ст. 247 ХПК при рассмотрении дела хозяйственный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда, иностранное арбитражное решение по существу. Данная норма направлена на исключение возможности вынесения различных решений по одному и тому же спору в различных государствах.
Существует ряд оснований для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения. Перечень случаев, когда хозяйственный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда в целом или его части, приведен в ст. 248 ХПК.
Необходимо отметить, что международными соглашениями могут быть установлены иные основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения.
Основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений установлены в ст. V Нью-Йоркской конвенции.
В отношении признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений п. 7 постановления N 10 разъяснено, что решения иностранных арбитражных судов, в т.ч. решения арбитражей стран Содружества Независимых Государств, подлежат признанию и приведению в исполнение хозяйственными судами Республики Беларусь на основании Нью-Йоркской конвенции.
В силу ст. V Нью-Йоркской конвенции обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения возлагается на сторону, возражающую против признания и приведения в исполнение указанного решения.
При этом такие доказательства могут быть представлены только при рассмотрении заявления о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения непосредственно в суде первой инстанции, рассматривающем данное заявление. Иными словами, если должник не ссылался на данное обстоятельство при рассмотрении заявления по существу, соответственно он не вправе ссылаться на данное обстоятельство в дальнейшем, т.е. при обжаловании.
Хозяйственный суд, рассматривающий заявление о признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, не вправе по собственной инициативе ссылаться на основания для отказа в приведении в исполнение, указанные в п. 1 ст. V Нью-Йоркской конвенции, поскольку данные доказательства могут быть представлены суду первой инстанции только лицом, возражающим против исполнения иностранного арбитражного решения, что исключает возможность сбора этих доказательств самим судом.
Пунктом 2 ст. V Нью-Йоркской конвенции закреплено, что в признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентная власть страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, установит, что:
объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны, или
признание и приведение в исполнение данного решения противоречат публичному порядку этой страны.
Вышеперечисленные основания для отказа в признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных (третейских) судов могут быть применены хозяйственным судом (в т.ч. кассационной и надзорной инстанциями) как в случае, если на них ссылается сторона, возражающая против признания и приведения в исполнение такого решения, так и по собственной инициативе.
Особое внимание следует уделить такому основанию для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного акта, как противоречие исполнения иностранного судебного (арбитражного) решения публичному порядку Республики Беларусь.
Понятие публичного порядка в белорусском законодательстве содержится в ст. 1099 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).
Итак, что же понимается под публичным порядком в белорусском законодательстве? В ГК речь идет об основах правопорядка, т.е. об основополагающих его принципах. К основам правопорядка, на наш взгляд, должны относиться:
общепризнанные принципы международного права;
нормы, закрепленные в Конституции Республики Беларусь;
нормы международных договоров Республики Беларусь;
основные начала различных отраслей права (к примеру, согласно ст. 2 ГК под основными началами гражданского законодательства понимается система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения).
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 248 ХПК противоречить основам правопорядка может не само решение, а только его исполнение (признание и приведение в исполнение - в силу п. 2 ст. V Нью-Йоркской конвенции). При выявлении противоречия исполнения иностранного судебного акта публичному порядку Республики Беларусь хозяйственный суд должен проверить соответствие последствий исполнения решения вышеуказанным основополагающим нормам и принципам белорусского права.
Еще одной особенностью данного основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного (арбитражного) решения является то, что даже в случае отсутствия указания на возможность отказа по мотивам публичного порядка в тексте международного договора оговорка о публичном порядке может быть применена в части противоречия последствий признания и приведения в исполнение иностранного судебного (арбитражного) акта нормам Конституции Республики Беларусь, которые имеют приоритет над нормами международных соглашений.
По результатам рассмотрения заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения хозяйственный суд выносит определения.
Содержание определения хозяйственного суда по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения регламентировано частью второй ст. 249 ХПК.
Определения хозяйственного суда по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения вступают в законную силу с момента их вынесения и могут быть обжалованы в суд кассационной или надзорной инстанции в порядке, установленном ХПК.
В соответствии с частью первой ст. 250 ХПК принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится в порядке, предусмотренном ХПК, на основании исполнительных документов, выданных хозяйственным судом, который вынес определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения. Таким образом, по завершении процедуры признания и приведения в исполнение иностранного судебного акта хозяйственный суд выдает взыскателю судебный приказ, который может быть предъявлен для принудительного исполнения в Службу судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь.
Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение могут быть предъявлены к принудительному исполнению в срок не более 3 лет со дня вступления их в законную силу. Если указанный срок пропущен, он может быть восстановлен хозяйственным судом по ходатайству взыскателя по правилам, установленным главой 12 ХПК.
В завершение необходимо отметить, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 17 января 2001 г. заключено уникальное и не имеющее аналогов Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации. Согласно указанному Соглашению для исполнения решения хозяйственного суда Республики Беларусь на территории Российской Федерации нет необходимости в проведении процедуры признания и приведения в исполнение. Следует просто написать заявление о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями ХПК и направить его судебному исполнителю по месту нахождения должника.

Информация
Контакты

220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503 (БЦ отеля "Минск")
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена