Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 N 26 "О мерах по совершенствованию строительнойдеятельности" (далее - Указ № 26) введена обязательная аттестация юридических лиц, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
Аттестаты соответствия необходимо получить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительную деятельность на объектах строительства 1-4 класса сложности в следующие сроки, установленные Указом № 26:
Подпунктом 23.2 пункта 23 Указа № 26 определено, что действие Указа не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу Указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена. Таким образом, организации, осуществляющие деятельность на объектах строительства, проектная документация на которые разработана, соответственно, до 1 апреля, 1июля, 1 октября, 1 ноября, вправе осуществлять таковую без получения аттестата соответствия.
Основополагающим нормативным актом, который устанавливает требования и условия для аттестации ЮЛ, является постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 2 мая 2014 г. № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее-Постановление № 25).
Требования, содержащиеся в Постановлении № 25, обусловили возникновение ряда проблем, с которыми столкнулись строительные (проектные) организации при подготовке к прохождению процедуры аттестации.
Многие проектные организации оказались «за бортом», поскольку требования, предъявляемые к специалистам, оказались невыполнимыми. Так, для организаций, претендующих на получение аттестата соответствия «разработка разделов проектной документации» первой - третьей категории, установлено требование о наличии в штате не менее двух главных инженеров проекта (далее - ГИП) или двух главных архитекторов проекта (далее-ГАП), имеющих соответствующие квалификационные аттестаты, и стаж работы по специализации аттестации не менее 10 и 8 лет для первой и второй (третьей) категории, соответственно.
На практике возникла проблема, касающаяся толкования требования положений Постановления № 25 о стаже работы ГИПа. Первоначально под «стажем работы по специализации аттестации» проектные организации, РУП «Белстройцентр» и Министерство архитектуры и строительства подразумевали общий стаж аттестованного ГИПа или ГАПа в области проектирования.
В последующем ряд организаций столкнулись с отказом экспертов РУП «Белстройцентр» в принятии документов на аттестацию организаций в связи с изменением подхода Министерства архитектуры и строительства и РУП «Белстройцентр» (со слов экспертов РУП «Белстройцентр») к толкованию требования о стаже работы по специализации аттестации.
В настоящее время для того, чтобы проектная (строительная) организация соответствовала требованиям, предъявляемым к специалистам, и могла получить аттестат соответствия 1-3 категории, помимо прочего, ГИП или ГАП должны иметь стаж работы именно в должности ГИПа или ГАПа не менее 10 лет (для первой категории) и 8 лет (для второй и третьей категории) соответственно.
Обратим внимание, что в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее- ЕКСД) на должность ГИПа назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю выполняемой работы, стаж работы по проектированию объектов в должностях руководителей и специалистов в соответствующей области знаний не менее 8 лет, а при проектировании особо крупных и сложных объектов - не менее 10 лет.
Исходя из совокупности всех вышеуказанных требований, проектная организация вправе претендовать на получение аттестата соответствия на разработку проектной документации 1 и 2 (3) категории только при условии наличия у ГИПа или ГАПа общего стажа работы в проектировании в течение 16-20 лет.
Если для крупных строительных (проектных) организаций областных городов и г. Минска требования по общему трудовому стажу ГИПа или ГАПа осуществимы, то небольшие организации, столкнулись с невыполнимой задачей.
При таких условиях подавляющее большинство строительных (проектных) организаций, имеющих в штате аттестованных главных инженеров проекта, не могут получить аттестат соответствия на разработку проектной документации первой-третьей категории и вынуждены прекратить соответствующую деятельность с 1 января 2014 г.
Представляется, что для исключения двоякого толкования нормы Постановления № 25 о требовании к стажу ГИПа или ГАПа и создания условий для дальнейшей деятельности по разработке проектной документации строительных (проектных) организаций, возможно норму Постановления № 25 в части требования к стажу ГИПа как условия получения аттестата соответствия на разработку проектной документации 1 и 2 категории откорректировать и изложить в следующей редакции: «наличие в штате не менее двух ГИПов или ГАПов, имеющих соответствующие квалификационные аттестаты».
В качестве обоснования своей позиции отметим следующее. Лицо, назначенное на должность ГИПа, уже имеет стаж работы как минимум 8 лет в должности руководителя и специалиста в разработке проектной документации. Прежде чем получить квалификационный аттестат главный инженер проекта сдает квалификационный экзамен, которому предшествуют курсы повышения квалификации по заявляемой специализации.
Полагаем, что наличие у ГАПа или ГИПа квалификационного аттестата, значительного опыта работы в разработке проектной документации является достаточным для соблюдения условий, предъявляемых к юридическим лицам, претендующим на получение аттестата соответствия на разработку проектной документации 2 и 3 категории.
Что касается организаций, претендующих на разработку проектной документации для объектов 1 категории, в виду сложности объектов строительства, можно предусмотреть дополнительный стаж работы ГИПом или ГАПом, но меньший в сравнении с действующим сроком (8 лет).
Касаясь вопроса аттестации главного инженера проекта как специалиста и квалификационных требований, предъявляемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата по специализации «главный инженер проекта», хотелось бы уделить внимание имеющемуся в законодательстве противоречию.
Как уже было отмечено, в соответствии с ЕКСД, на должность ГИПа назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю выполняемой работы, стаж работы по проектированию объектов в должностях руководителей и специалистов в соответствующей области знаний не менее 8 лет, а при проектировании особо крупных и сложных объектов - не менее 10 лет.
То есть, условием назначения лица на должность ГИПа является стаж работы по проектированию объектов не менее 8/10 лет.
Обратимся к Постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 26 марта 2014 г. № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (далее-Постановление № 15).
В соответствии с указанным постановлением, критериями допуска лица к квалификационному экзамену для «главного инженера проекта» является стаж работы по проектированию объектов в должностях руководителей и специалистов в соответствующей области знаний не менее 5 лет.
Возникает ситуация, при которой лицо, претендующее на получение аттестата соответствия по специализации «главный инженер проекта» может получить таковой, при наличии пятилетнего стажа работы по проектированию объектов в должностях руководителей и специалистов, однако фактически быть назначенным на должность ГИПа не может, поскольку ЕКСД содержит требование о минимальном стаже работы для назначения на должность ГИПа в количестве 8 (10) лет.
Представляется, что для устранения противоречий между Постановлением № 15 и ЕКСД, норму Постановления № 15 можно привести в соответствие с ЕКСД и закрепить в качестве критерия допуска лица к квалификационному экзамену для «главного инженера проекта» стаж работы по проектированию объектов в должностях руководителей и специалистов в соответствующей области знаний не менее 8 лет.
Следующей проблемой, с которой столкнулись организации, занимающиеся разработкой проектной документации, стало соответствие требованию Постановления № 25 о наличии у заявителя «ста процентов главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности "разработка разделов проектной документации", имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства "разработка разделов проектной документации" по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы».
Как видим, помимо двух ГИПов или двух ГАПов, организация, претендующая на получение аттестата соответствия на разработку проектной документации 1 –3 категории, должна иметь в штате аттестованного главного специалиста по разработке проектной документации по соответствующей специализации аттестации.
Эксперты РУП «Белстройцентр» позволяют выполнять функции главного специалиста ГИПу. Причем, независимо от наличия у лица квалификационного аттестата по специализации «главный инженер проекта», «главному специалисту» необходимо сдать квалификационный экзамен и получить аттестат по специализации «главный специалист по разработке проектной документации».
На практике имеет место ситуация, при которой аттестованный ГИП уже подтвердивший свои знания ГИПа (включающего область знаний главного специалиста ) путем сдачи экзамена и получивший квалификационный аттестат «главный инженер проекта», обязан получить еще один аттестат на право осуществления функций «главного специалиста», что представляется не совсем логичным. Ведь лицо, имеющее аттестат ГИПа, автоматически подтвердило свои знания и в качестве главного специалиста.
Выходом из сложившейся ситуации, как нам представляется, может быть закрепление на нормативном уровне требования о наличии отдельного аттестованного главного специалиста (не в лице ГИПа), либо возможность для аттестованного ГИПа осуществлять функции главного специалиста без обязательства о получении дополнительного аттестата по специализации «главный специалист».
Завершая рассмотрение наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются организации, занимающиеся разработкой проектной документации, при процедуре аттестации, принимая во внимание вышеизложенное, отметим необходимость совершенствования правового регулирования квалификационных требований, предъявляемых к таким организациям и содержащихся в Постановлении № 25. В противном случае, большое количество проектных организаций, не смогут заниматься деятельностью по разработке проектной документации с 1 января 2014 г.
Допускаем, что изложенные в настоящей статье выводы и предложения могут носить дискуссионный характер, вместе с тем, полагаем, что общая цель: «совершенствование законодательства в области аттестации юридических лиц в строительстве» может быть
Специалисты юридической группы «Бюро 24» имеют значительный опыт по аттестации юридических лиц, помогут Вам в прохождении процедуры аттестации, учтут все практические моменты.
Наши контактные данные для вопросов, уточнения деталей и предложений : 8029-626-76-84 , 8029-329-22-08.
Информация подготовлена специалистами Юридической группы "Бюро 24".