На сегодняшний день до вступления в законную силу Указа Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 года №399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ №399) сельскохозяйственные организации могут использовать лишь механизмы финансового оздоровления, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 года №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ №253).
Напомним, что в соответствии с Указом №253 органам государственного управления было поручено рассмотреть на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) бизнес-планы сельскохозяйственных организаций и подготовить рекомендации о целесообразности проведения досудебного оздоровления сельскохозяйственных организаций или нецелесообразности такого оздоровления и необходимости подачи в суд, рассматривающий экономический дела, заявления об экономической несостоятельности (банкротстве).
Во исполнение Указа №253 Совет Министров постановлением от 31.10.2016 года №889 утвердил перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, а также перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
С 2017 года ряд сельскохозяйственных организаций приступили к использованию механизмов, закрепленных Указом №253. Следует констатировать, что включение сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, отразилось в первую очередь на работе органов принудительного исполнения, у которых сложилась определенная позиция относительно данных организаций, в соответствии с которой принятие исчерпывающих мер к таким организациям не являлось целесообразным, поскольку они находятся в стадии финансового оздоровления.
Кроме того, в отношении ряда сельскохозяйственных организаций, которые обратились в суд, рассматривающий экономические дела, с заявлением о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротства) была введена процедура санации. Однако по всей видимости на протяжении практически 2-ух лет механизмы, введенные Указом №253, не привели к положительному результату, в связи с чем был принят Указ №399.
Сфера действия Указа №399.
Исходя из анализа положений Указа №399, можно сделать вывод о том, что Указ №399 распространяет свое действие лишь на неплатежеспособные сельскохозяйственные организации, включенные в перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Обращаем Ваше внимание, что вышеназванный перечень не является идентичным перечню сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров от 31.10.2016 года №889.
Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что Указ №399 затрагивает права и законные интересы абсолютно всех кредиторов неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций независимо от формы собственности этих юридических лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 6 Указа №399 (ФСЗН).
В соответствии с пунктом 6 Указа №399 его действие не распространяется на неплатежеспособные сельскохозяйственные организации, находящиеся в процедуре ликвидационного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на отношения по погашению задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (за исключением задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка внесения указанных платежей).
Что понимается под неплатежеспособной сельскохозяйственной организацией?
В соответствии с Указом №399 под неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, включая их обособленные подразделения, основной вид деятельности которых относится к группам 011 - 016 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 года №85, и у которых неплатежеспособность приобретает или имеет устойчивый характер.
Что представляют собой перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению и бизнес-план?
В соответствии с пунктом 2 Указа №399 условием включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень является разработка бизнес-плана, который отражает порядок реструктуризации задолженности.
Бизнес-план разрабатывается с учетом выбранных кредиторами механизмов реструктуризации задолженности в соответствии с подпунктом 1.2. пункта 1 Указа №399 и подлежит согласованию соответствующими рай-, гор- и облисполкомами.
В случае согласования бизнес-плана облисполкомом принимается решение о включении неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень, которое в течение трех рабочих дней со дня его принятия подлежит размещению на официальном интернет-сайте облисполкома.
Такое решение может быть обжаловано кредиторами в суд в течение десяти рабочих дней со дня его размещения на данном интернет-сайте.
Какова процедура?
Согласно пункту 3 Указа №399 на председателей рай-, горисполкомов возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и управляющими в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечить:
Механизмы реструктуризации задолженности:
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций под реструктуризацией задолженности понимается изменение формы требования, срока возврата и (или) погашения задолженности сельскохозяйственной организации, не имеющей возможности ее погасить, осуществляемое в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа №399, утвердившего настоящее Положение.
Согласно пункту 1.2. Указа №399 задолженность сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень, подлежит реструктуризации путем:
Правовые последствия включения сельскохозяйственных организаций в перечень.
В соответствии с пунктом 1.3. Указа №399 с даты включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень приостанавливается начисление процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности (за исключением задолженности, возникшей после включения такой организации в перечень, а также процентов, начисляемых ОАО «Агентство по управлению активами», банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь»).
Процентная ставка за пользование кредитами, выданными неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», может быть снижена до 1,5 процента годовых в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к кредитным договорам.
Согласно пункту 4 Указа №399 включение в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, в отношении которых возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве), за исключением организаций, находящихся в процедуре ликвидационного производства, влечет прекращение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по решению суда.
Указ №399 закрепляет положение, в соответствии с которым включенная в перечень неплатежеспособная сельскохозяйственная организация, не являющаяся хозяйственным обществом, может преобразоваться в хозяйственно общество. Государственная регистрация принадлежащего такой организации недвижимого имущества допускается после завершения ее реорганизации на основании технических паспортов и передаточного акта.
В соответствии с пунктом 1.5. Указа №399 в отношении включенных в перечень государственных неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с долей государства в уставном фонде) могут применяться следующие меры по повышению эффективности их управления:
Также Указ №399 закрепляет положение, в соответствии с которым в собственность руководителя сельскохозяйственной организации, работающего по трудовому договору (контракту), по итогам реализации бизнес-плана могут быть безвозмездно переданы акции (доли в уставном фонде) такой организации, находящиеся в республиканской собственности, –по решению Президента Республики Беларусь; в коммунальной собственности, – по решению соответствующего местного исполнительного комитета, согласованному с Президентом Республики Беларусь.
Количество таких акций (доли в уставно фонде) составляет не более 25 процентов плюс одна акций от общего количества акций сельскохозяйственной организации или доля в размере не более 25,01 процента уставного фонда.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (далее – Положение) сумма задолженности определяется на первое число месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень.
Обращаем Ваше внимание, что в случае недостижения согласованного решения между кредитором и сельскохозяйственной организацией по применению механизмов реструктуризации задолженности бизнес-план разрабатывается с применением механизма предоставления отсрочки на три года с последующей рассрочкой на пять лет.
Необходимо обратить внимание на то, что положения Указа № 399 не предусматривают для контрагентов возможности отказа сельскохозяйственным предприятиям в предоставлении реструктуризации образовавшейся кредиторской задолженности.
При предоставлении сельскохозяйственным организациям отсрочки (рассрочки) погашения задолженности в соответствии с Указом, утвердившим настоящее Положение, действие ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в соответствии с иными законодательными актами прекращается.
Согласно пункту 6 Положения реструктуризация задолженности путем предоставления отсрочки платежей с последующей их рассрочкой осуществляет с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, после ею заявления в отношении задолженности по прочим обязательства в соответствующую организацию или индивидуальному предпринимателю, являющимся кредиторами.
Обращаем Ваше внимание, что при исключении сельскохозяйственной организации из перечня действие отсрочки (рассрочки), предоставленной в соответствии с пунктами 6 и 7 Положения, сохраняется на период действия бизнес-плана при соблюдении условий, установленных в подпунктах 6.1. - 6.5. пункта 6 Положения.
Таким образом, необходимо указать, что Указ №399 вводит ряд новых механизмов, с помощью которых планируется проводить мероприятия финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, практика реализации которых на данный момент достаточно туманна. Кроме того, на наш взгляд, Указ №399 существенно затрагивает права и законные интересы кредиторов неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, склоняя чащу весов в пользу последних, что в дальнейшем при его реализации может привести к возникновению значительного числа споров.