Адрес:
220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503
Бизнес-центр отеля "Минск"
Главная/Экспертное мнение/Публикации за 2013 год/НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СПОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СПОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 24 января 2013 г.

Спорт, в особенности профессиональный, не может существовать без конфликтов (конфликтов между спортсменами, спортивными организациями, тренерами и болельщиками). Поэтому как сами спортсмены, так и спортивные организации нуждаются в профессиональной защите их прав.
В международной практике разрешения спортивных споров главное место занимают альтернативные методы, наиболее популярными среди которых являются третейское разбирательство и медиация. Отметим, что система государственных судов перегружена делами. К тому же они не всегда готовы к спортивной специфике.
В начале 2012 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 301-З "О третейских судах" (далее - Закон о третейских судах). В соответствии со статьей 19 Закона о третейских судах третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.
Данное обстоятельство послужило толчком к созданию на территории Республики Беларусь постоянно действующих третейских судов как общей, так и специальной юрисдикции.
Одним из первых специализированных третейских судов в Республике Беларусь стал Спортивный третейский суд при ОО "Белорусский республиканский союз юристов" (далее - Суд), документы на регистрацию которого уже направлены в органы юстиции. Полагаем необходимым более подробно остановиться на характеристике Суда, который способен профессионально рассматривать спортивные споры.
Суд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Суде и Регламента Суда, устанавливающего порядок разрешения споров.
Согласно Положению о Суде:
"В Суд по соглашению сторон могут передаваться:
споры, возникающие при осуществлении физическими и юридическими лицами деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе споры, вытекающие из Уставов, Правил, Регламентов и иных документов организаций физической культуры и спорта, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Республики Беларусь;
споры, связанные с определением статуса и порядком переходов спортсменов (игроков), споры, связанные с применением спортсменами запрещенных веществ и препаратов (допинга),
а также любые иные споры, возникающие в области физической культуры и спорта".
Оспорить решение организации физической культуры и спорта можно только в случае исчерпания внутренних способов защиты, предусмотренных в рамках организации физической культуры и спорта.
К преимуществам рассмотрения спортивных споров в данном Суде можно отнести следующие обстоятельства:
1. Передача споров в Спортивный третейский суд позволит при рассмотрении дел учитывать специфику проблем, возникающих в сфере спорта. Имеется возможность выносить решения не только на основании формальных норм действующего законодательства, но и с учетом обычаев и традиций, сложившихся в мире спорта, принимая во внимание его особенности и многогранность.
Третейское разбирательство предоставляет участникам спора возможность выбора арбитров по своему усмотрению из числа лиц, находящихся в списке Спортивного третейского суда.
Отметим, что данный список третейских судей (арбитров) сформирован на основе предложений национальных федераций по видам спорта и в настоящее время включает в себя представителей около 20 спортивных организаций. Наличие квалифицированных третейских судей, знающих все тонкости реализации спортивных правоотношений, является очевидным преимуществом Суда перед любыми государственными судебными учреждениями.
2. Независимость Спортивного третейского суда от государственных и негосударственных, прежде всего спортивных, органов и организаций. Данное обстоятельство выгодно отличает разбирательство в Суде от рассмотрения споров в различных дисциплинарных комиссиях при федерациях по видам спорта.
3. В компетенцию Спортивного третейского суда входит разрешение споров с участием не только национальных юридических и физических лиц, но и иностранных.
4. В третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций и спор по существу и окончательно разрешается судьями, входящими в состав третейского суда. В данном случае исключается элемент затягивания процесса недобросовестными лицами с помощью обжалования решения в вышестоящие инстанции.
Разбирательство в данном суде отличают быстрота, оперативность и экономичность рассмотрения споров. Вследствие отсутствия вышестоящих инстанций смогут сократиться расходы на командировки, будут экономиться временные ресурсы, которые, как правило, также имеют денежный эквивалент.
5. Для обращения в суд установлены доступные ставки третейских сборов, которые сопоставимы со ставками государственной пошлины в хозяйственных судах и значительно меньше аналогичных ставок в зарубежных специализированных спортивных судах.
Так, в соответствии с Положением Суда о третейских сборах и расходах, связанных с третейским разбирательством, при сумме иска до 10000000 руб. сумма третейского сбора составляет 1000000 руб.
При этом необходимо отметить, что в исключительных случаях исходя из имущественного положения истца, а также в зависимости от обстоятельств дела размер третейского сбора может быть уменьшен председателем Суда.
Приведем пример. В Спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате Российской Федерации минимальная сумма третейского сбора составляет 5000 рос.руб. (приблизительно 1350000 бел.руб.). В Спортивном арбитражном суде в г. Лозанне минимальная сумма регистрационного сбора составляет 1000 швейцарских франков (приблизительно 9200000 бел.руб.). В данную сумму не включаются вознаграждение арбитрам (минимум 250 швейцарских франков на каждого арбитра) и расходы по проезду и проживанию арбитров.
6. Процесс рассмотрения спора основывается на принципе автономии воли сторон, означающем, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору. У сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей и заканчивая установлением удобного для них времени и места третейского разбирательства. В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение.
7. Конфиденциальность. Дело рассматривается в закрытом заседании, присутствие при этом лиц, не являющихся представителями сторон, в том числе работников средств массовой информации, возможно только с согласия сторон.
8. Решения Спортивного третейского суда наделяются механизмом принудительного исполнения. Принудительное исполнение решений осуществляется путем выдачи исполнительных документов, которые в случае необходимости можно получить, обратившись в государственный суд.
Так, в соответствии со статьей 49 Закона о третейских судах решение третейского суда подлежит обязательному исполнению в порядке и срок, установленные этим решением.
Если в решении третейского суда срок его исполнения не установлен, оно подлежит обязательному исполнению в течение трех дней со дня вступления его в законную силу.
Согласно статье 50 Закона о третейских судах решение третейского суда, не исполненное добровольно в установленный срок, подлежит принудительному исполнению.
Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, установленным соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного судом исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Порядок подачи заявления о выдаче исполнительного документа и требования к его оформлению установлены в статье 50 Закона о третейских судах.
9. Стороны могут самостоятельно урегулировать возникающие между ними споры на любой стадии третейского разбирательства. Стороны смогут инициировать проведение процедуры медиации, представляющей собой добровольную и неформальную процедуру, в которой каждая сторона в ходе переговоров с другой стороной и при помощи нейтрального третьего лица - медиатора сможет добиться решения возникшего спортивного спора путем заключения мирового соглашения. Напомним, что хозяйственные суды Республики Беларусь уже могут похвастаться положительным опытом проведения соответствующих примирительных процедур, что вселяет уверенность в их эффективном применении и в ходе третейского разбирательства.
Важная особенность третейского разбирательства состоит в том, что Суд может принять к рассмотрению спор между сторонами только при наличии третейского соглашения о передаче спора на рассмотрение данного Суда.
Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение Суда может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами.
Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме путем составления отдельного соглашения либо включения в виде отдельной оговорки в договор или иной документ, подписанный сторонами, а также путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование воли сторон.
Третейское соглашение о передаче спора в Суд также может содержаться в организационных документах (Уставах, Регламентах, Правилах проведения соревнований и т.д.) организаций физической культуры и спорта, на которые имеется ссылка в договорах или иных документах сторон третейского разбирательства.
Учитывая изложенное, необходимо обратиться ко всем представителям спортивных федераций, клубов и иных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, с предложением по включению в документы, регламентирующие их деятельность, а также в договоры со спортсменами соответствующих третейских оговорок (соглашений).
Третейская оговорка может выглядеть следующим образом: "Споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего регламента (контракта, договора) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Спортивном третейском суде при ОО "Белорусский республиканский союз юристов" в соответствии с его Регламентом. Решение Спортивного третейского суда является окончательным".
Исходя из вышеизложенного возникает уверенность в том, что деятельность Спортивного третейского суда будет эффективной и станет реальным механизмом профессиональной защиты прав не только спортсменов, но и организаций физической культуры и спорта.

Информация
Контакты

220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503 (БЦ отеля "Минск")
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена