Адрес:
220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офисы 222, 503, 506 (БЦ отеля "Минск") Email:buro24@tut.by

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА


А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 февраля 2014 г.

4 января 2014 г. принят новый Закон Республики Беларусь N 125-З "О физической культуре и спорте" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона впервые спортивные болельщики отнесены к субъектам физической культуры и спорта. Однако в Законе отсутствует понятие спортивного болельщика, а также не содержится четкого указания на правовой статус такой категории субъектов физической культуры и спорта.
Вместе с тем еще одной новацией Закона является статья 36 "Меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий", исходя из положений которой можно попытаться обрисовать определенные черты правового статуса спортивного болельщика.
Так, пункт 2 статьи 36 Закона предусматривает перечень лиц, которые не могут быть допущены на территорию мест проведения спортивно-массовых мероприятий, а пункт 3 указанной статьи устанавливает список запретов для болельщиков во время посещения ими спортивно-массовых мероприятий.
Исходя из указанных норм можно очертить ряд обязанностей спортивных болельщиков, которые на них возлагаются при посещении спортивных мероприятий. Итак, болельщик обязан:
- иметь при себе входной билет или документ, дающий право прохода на территорию физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков;
- пройти личный досмотр и досмотр находящихся при нем вещей (в случае их проведения);
- не скрывать свое лицо под маской;
- находиться в трезвом состоянии и воздержаться от распития в не предназначенных для этого местах алкогольных, слабоалкогольных напитков, а также пива, использования источников открытого огня, курения;
- не иметь при себе и не использовать предметы и вещества, запрещенные к проносу Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденными постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 N 10, а также имитаторы и муляжи холодного, огнестрельного, газового или иного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов;
- воздержаться от совершения действий, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью спортсменов, тренеров, судей по спорту, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях, болельщиков и (или) иных физических лиц, находящихся в местах проведения спортивно-массовых мероприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- не осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств;
- не иметь при себе и (или) не пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами, транспарантами и иными средствами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;
- не препятствовать исполнению служебных обязанностей лицами, участвующими в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
- не совершать иных действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения спортивно-массовых мероприятий, а также не подстрекать иных лиц к таким действиям любыми методами.
Согласно части второй пункта 3 статьи 36 Закона лица, не соблюдающие указанные ограничения (не выполняющие соответствующие обязанности), выдворяются за пределы территории физкультурно-спортивных сооружений и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами.
Указаний на права, которые предоставляются спортивным болельщикам, Закон не содержит.
Отметим, что права и обязанности болельщиков также могут определяться организаторами проведения спортивных соревнований.
Так, например, права и обязанности, возлагаемые на спортивных болельщиков, можно найти в Правилах поведения зрителей на стадионах во время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований, утвержденных на заседании бюро Исполнительного комитета Белорусской федерации футбола протоколом от 27.03.2013 N 6 (далее - Правила) <1>.
--------------------------------
<1> www.bff.by/fbff/851.

Правила устанавливают следующие права болельщиков:
- при наличии входных билетов, абонементов, приглашений, других документов установленного образца входить на стадион до и во время матча. Время начала прохода на стадион определяется совместным решением организатора матча, администрации стадиона и правоохранительных органов;
- пользоваться всеми услугами, предоставляемыми организаторами матча и администрацией стадиона;
- приносить на трибуны стадиона и использовать: табачные изделия и зажигалки при условии их использования только в специально отведенных для курения зонах; атрибутику, официально утвержденную руководителями клубов и местными правоохранительными органами.
Отдельные права предусмотрены для представителей объединений болельщиков, которым в целях поддержки команды (при назначении ответственных из числа болельщиков за каждую единицу нижеуказанных средств поддержки) разрешен пронос и использование:
- барабанов с одной мембраной, с открытым дном, диаметром до 60 см и высотой до 40 см, со штатными палочками;
- утвержденных баннеров различных конфигураций при условии, что они будут размещены на трибунах таким образом, что не будут мешать просмотру матча другими зрителями. Баннеры должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Содержание баннеров должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений;
- флагов на пластиковом пустотелом древке. Длина древка не может превышать 1,5 м. Флаги должны быть изготовлены из невоспламеняющихся материалов. Использование таких флагов разрешено на "гостевом" и "фанатском" секторах. Содержание изображений на флагах должно быть направлено только на поддержку своего клуба, не должно содержать оскорбительных, нецензурных, провокационных текстов, слов, символов, изображений.
В свою очередь спортивные болельщики обязаны:
- предъявлять сотрудникам, осуществляющим контрольно-пропускной режим, входные билеты, абонементы, приглашения, другие документы, дающие право прохода на стадион, а также пропуска на въезд автотранспорта на прилегающую территорию;
- в целях обеспечения безопасности и воспрепятствования проноса запрещенных предметов при входе на стадион, а в некоторых случаях при входе на прилегающую огороженную территорию, проходить спецконтроль (досмотр);
- занимать места на трибунах согласно входным билетам, абонементам и приглашениям;
- выполнять законные распоряжения организатора матча, администрации стадиона, сотрудников правоохранительных органов и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;
- незамедлительно сообщать администрации стадиона и сотрудникам правоохранительных органов о случаях обнаружения подозрительных предметов, случаях задымления или пожара, совершающихся правонарушениях, других угрозах безопасности;
- бережно относиться к имуществу стадиона, соблюдать чистоту.
Кроме этого, Правилами устанавливается обширный перечень запретов, налагаемых на болельщиков на время проведения футбольных матчей и других массовых соревнований.
В соответствии со статьей 11 Технического регламента Континентальной хоккейной лиги, утвержденного протоколом Правления Континентальной хоккейной лиги от 30.03.2011 N 6, при проведении матчей чемпионата Континентальной хоккейной лиги болельщикам (зрителям) разрешается проносить в спортсооружение и использовать в ходе матча для поддержки своего клуба следующую атрибутику:
а) шарфы, головные уборы, предметы одежды, содержащие знаки отличия клуба;
б) атрибутику, официально реализуемую клубами в спортсооружении.
Владельцы атрибутики обязаны предъявлять ее при входе на спортсооружение.
Представителям объединений болельщиков разрешается использовать строго определенные средства поддержки своих клубов (барабаны, баннеры, флаги и т.д.) при назначении ответственных за каждое из таких средств <2>.
--------------------------------
<2> www.khl.ru.

Представляется интересным привести примеры нормативного регулирования статуса спортивных болельщиков в законодательстве других государств.
В Спортивном кодексе Франции значительное число норм посвящено вопросам организации и проведения спортивных мероприятий, в частности, обеспечению их безопасности (статьи L332-1 - L332-21). В частности, в Спортивном кодексе Франции прописаны меры по борьбе с организациями спортивных болельщиков, совершающих противозаконные действия. Так, любые ассоциации или объединения, целью которых является поддержка спортивной ассоциации, чьи члены совместно во время проведения спортивного мероприятия или в связи с его проведением совершили действия, нанесшие ущерб имуществу, насильственные действия или действия, направленные на разжигание ненависти или дискриминации в отношении людей по причине их происхождения, пола, а также их действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежности, иным признакам, могут быть расформированы на основании постановления, после уведомления консультативной национальной Комиссии по предупреждению насильственных действий во время проведения спортивных мероприятий (статья L332-18 Спортивного кодекса Франции).
В Спортивном кодексе Франции также устанавливается целый комплекс мер ответственности за посягательства на безопасность спортивных мероприятий. Участие в открытом или тайном продолжении или возобновлении деятельности ликвидированных за нарушения ассоциаций или объединений наказывается одним годом тюремного заключения и штрафом в 15000 евро. Организация открытого или тайного продолжения или возобновления деятельности ассоциаций или объединений, ликвидированных (расформированных) в силу статьи L332-18 Спортивного кодекса Франции, наказывается двумя годами тюремного заключения и штрафом в 30000 евро.
Вышеуказанные наказания увеличиваются соответственно до трех лет тюремного заключения и штрафа в 45000 евро и до пяти лет тюремного заключения и штрафа в 75000 евро, если нарушения, ставшие причиной для ликвидации (расформирования) ассоциации или объединения, были совершены в связи с происхождением, полом, а также действительной или предполагаемой национальной и религиозной принадлежностью пострадавших лиц (статья L332-19 Спортивного кодекса Франции).
Предусмотрены санкции, применяемые и в отношении отдельных лиц - нарушителей общественного порядка на спортивных мероприятиях.
Так, лицу, виновному в совершении такого рода правонарушения, в качестве дополнительного наказания может быть запрещено находиться около и входить в помещение, где проходит спортивное мероприятие, на срок до пяти лет (статья L332-11 Спортивного кодекса Франции).
Кроме того, если своим поведением в связи с проведением спортивных мероприятий лицо представляет угрозу для общественного порядка, представитель государства в департаменте, а в Париже - префект полиции могут в административном порядке мотивированным постановлением в качестве превентивной меры запретить ему нахождение в помещении, где проходят такие мероприятия или публичные трансляции, либо около него (статья L332-16 Спортивного кодекса Франции) <3>.
--------------------------------
<3> Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть): пер. с французского, вступительная статья с кратким комментарием к.ю.н. А.А.Соловьева; предисловие д.ю.н., проф. С.В.Алексеева / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М., 2009. - Вып. 2. - С. 30. - (Серия: "Актуальные проблемы спортивного права").

Нормы об ответственности спортивных болельщиков можно найти и в законодательстве Российской Федерации. В преддверии Олимпийских игр в Сочи летом 2013 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В частности, была введена новая статья 3.14 "Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения".
Согласно части 1 указанной статьи административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет (часть 2 статьи 3.14 КоАП Российской Федерации).
Установлена в КоАП Российской Федерации и административная ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31).
Так, нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.
Повторное совершение данного административного правонарушения или совершение указанного правонарушения, повлекшее за собой приостановление либо прекращение официального спортивного соревнования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до семи лет либо без такового.
Вопросы поведения болельщиков во время проведения спортивных мероприятий находят свое регулирование и на уровне международных правовых актов. 19 августа 1985 г. была принята Европейская конвенция Совета Европы "О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120)" (далее - Конвенция). Несмотря на то что главной целью Конвенции является предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время футбольных матчей, государства - участники Конвенции договорились применять ее условия и к другим видам спорта и спортивным мероприятиям с учетом особых требований последних, в отношении которых существуют опасения насилия или хулиганского поведения.
Согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции государства - участники Конвенции обязались поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителей по случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, выезжающих на матчи, проходящие в других местах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конвенции в случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий государства - участники Конвенции следят - и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков.
В положениях Конвенции также прописывается механизм осуществления международного сотрудничества в области борьбы со спортивными хулиганами.
Отметим, что спортивные болельщики нечасто становятся участниками судебного разбирательства в рамках разрешения спортивных споров. Вместе с тем в практике международных судов имеются достаточно интересные примеры обращения спортивных болельщиков за защитой своих прав.
Так, 7 марта 2013 г. Европейским Судом по правам человека было вынесено постановление по делу "Остендорф против Германии" (N 15598/08), в котором гражданин Остендорф заявлял о нарушениях пункта 1 статьи 5 Конвенции Совета Европы от 04.11.1950 N 5 "О защите прав человека и основных свобод (ETS N 5)" (далее - Конвенция о защите прав человека), который предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.
Из содержания постановления усматривалось, что заявитель направлялся из г. Бремена в г. Франкфурт-на-Майне с группой футбольных болельщиков для посещения футбольного матча. На основании полученных от бременской полиции сведений о том, что болельщики намерены применять насилие и что заявитель руководит ими, франкфуртская полиция провела обыск, изъяла приспособление для защиты зубов и несколько пар перчаток, наполненных песком, и взяла группу под наблюдение. Полиция также предложила заявителю оставаться с группой и задержала его за уклонение от этого. Мобильный телефон заявителя был изъят, заявитель содержался в полиции в течение четырех часов, а через час после матча его освободили.
Жалоба заявителя во франкфуртскую полицию на незаконное задержание была отклонена, как и последующий иск против земли Гессен: административные суды со ссылкой на гессенский Закон об общественной безопасности и порядке решили, что заключение заявителя под стражу было необходимо для предотвращения неминуемого совершения насильственного преступления.
В постановлении Европейского Суда по правам человека указывалось, что, несмотря на сравнительно непродолжительное содержание под стражей, заявитель был лишен свободы в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Франкфуртская полиция основала свою оценку о подготовке им насильственных преступлений на ряде фактических данных: информации, полученной от бременской полиции, средствах, обычно используемых в хулиганских столкновениях, которые были найдены у членов группы, контакте заявителя с хулиганом из г. Франкфурта и, наконец, на его уклонении от исполнения требования о нахождении в составе группы. Таким образом, полиция имела достаточную информацию для предположения о том, что заявитель планирует хулиганское столкновение, во время которого будут совершены конкретные преступления, а именно нападения и нарушения общественного спокойствия. Таким образом, его содержание под стражей могло рассматриваться как осуществлявшееся с целью предотвратить совершение им правонарушения по смыслу подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека.
Что касается возможного обоснования содержания под стражей в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека (никто не может быть лишен свободы иначе, как в случае законного задержания или заключения под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом) как осуществляемого "с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом", Европейский Суд по правам человека признал, что обязательство, возложенное на заявителя, было достаточно ясным и конкретным для соблюдения требований его прецедентной практики. Чтобы исключить применение произвольного содержания при таких обстоятельствах, до заключения о неисполнении данного обязательства требовалось, чтобы заинтересованные лица сознавали, от совершения каких действий они должны воздержаться, и продемонстрировали нежелание подчиниться. В настоящем деле заявитель сознавал, что от него требуется воздержаться от организации столкновения между враждующими группами хулиганов, и до задержания ему предлагалось оставаться с группой путешествующих болельщиков под угрозой ареста. Пытаясь избежать полицейского надзора и вступить в контакт с другим хулиганом, он продемонстрировал, что не намерен соблюдать обязанность сохранения порядка. Таким образом, заключение его под стражу обеспечивало исполнение обязанности воздержаться от организации драки и участия в ней и не имело карательного характера.
Европейский Суд по правам человека не имел оснований полагать, что во время нахождения под стражей заявитель проявил готовность соблюдать свою обязанность по сохранению общественного порядка. Следовательно, его обязанность для целей подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека была исполнена, только когда она перестала существовать, поскольку матч закончился и другие хулиганы разошлись, и в этот момент он был освобожден. Соответственно его содержание под стражей в течение четырех часов было пропорционально цели обеспечения немедленного исполнения его обязанности в общественных интересах не препятствовать мирному прохождению спортивного мероприятия с участием большого количества зрителей и было оправдано с точки зрения подпункта "b" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека. Вместе с тем оно было законным в соответствии с гессенским Законом об общественной безопасности и порядке.
В результате рассмотрения дела Европейский Суд по правам человека единогласно установил отсутствие нарушений статьи 5 Конвенции о защите прав человека <4>.
--------------------------------
<4> Информация о постановлении ЕСПЧ от 07.03.2013 по делу "Остендорф (Ostendorf) против Германии" (жалоба N 15598/08) // СПС "КонсультантПлюс: Версия Проф" [Электронный ресурс]. - М., 2014.

В заключение отметим, что законодательство Республики Беларусь относительно закрепления правового статуса спортивного болельщика может быть усовершенствовано с учетом имеющегося зарубежного опыта.
Представляется, что вышеуказанные примеры установления в законодательстве конкретных мер ответственности за неподобающие действия спортивных болельщиков могут быть заимствованы и белорусским законодателем.
Кроме того, полагаем необходимым установить в законодательстве понятие спортивного болельщика, а также урегулировать правовой статус объединений спортивных болельщиков. В данных вопросах за основу можно взять предложения по регулированию указанных аспектов в проекте Спортивного кодекса Республики Беларусь (далее - проект Спортивного кодекса), разработанного Комиссией по спортивному праву общественного объединения "Белорусский республиканский союз юристов" и размещенного на сайте объединения <5>.
--------------------------------
<5> www.union.by.

Так, в соответствии с положениями проекта Спортивного кодекса спортивный болельщик - физическое лицо, переживающее за спортивные результаты, показываемые спортивными клубами, спортсменами, тренерами, которых он поддерживает.
Объединение спортивных болельщиков - общественное объединение, основанное на членстве болельщиков, главными целями которого являются представление и защита интересов своих членов, поддержка организаций физической культуры и спорта, спортивных клубов, спортсменов, тренеров и проведение общественного контроля в области спорта.
Задачами объединения спортивных болельщиков являются:
объединение разных по профессии, возрасту и иным признакам граждан на основе народной любви к конкретному виду спорта, спортивному клубу, спортсмену;
формирование положительного морального облика и поведения болельщиков в ходе проведения спортивных мероприятий;
установление и осуществление постоянного контакта с поддерживаемыми объединением спортивными клубами, спортсменами, тренерами для получения оперативной информации об их спортивной подготовке, результатах и жизнедеятельности;
обеспечение организованной поддержки спортивных клубов, спортсменов, тренеров во время проведения спортивных соревнований;
содействие борьбе с проявлениями насилия на спортивных мероприятиях, борьбе против любых форм дискриминации в спорте;
участие в волонтерской деятельности при проведении спортивных мероприятий;
содействие увеличению посещаемости спортивных мероприятий;
содействие развитию у молодежи социальной активности, созданию и распространению новых форм проведения досуга молодежи;
осуществление иной не запрещенной законодательством деятельности, направленной на популяризацию информации о поддерживаемом виде спорта, спортивном клубе, спортсмене.
Объединение спортивных болельщиков вправе:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством порядке;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения и участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.
Объединение спортивных болельщиков обязано:
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством;
размещать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и планируемых мероприятиях.
Вместе с тем полагаем, что перечень прав и обязанностей спортивных болельщиков, посещающих спортивные мероприятия, может успешно регулироваться актами, принимаемыми непосредственными организаторами таких спортивных мероприятий (спортивными федерациями, лигами, клубами и т.д.).

Адрес:
220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офисы 222, 503, 506 (БЦ отеля "Минск") Email:buro24@tut.by