А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 2 марта 2015 г.
Современные информационные и коммуникационные технологии активно применяются во многих сферах социальных отношений. Возможности обмена информацией в электронной цифровой форме посредством сервисов сети Интернет общепризнанны и широко используются в гражданском обороте. Этот процесс охватывает и судопроизводство.
Под электронным правосудием следует понимать порядок рассмотрения дел, в рамках которого ряд процессуальных действий совершается в электронном виде (в цифровой форме) с применением информационных коммуникационных технологий.
Среди наиболее актуальных направлений развития электронного судопроизводства необходимо выделить следующие:
- создание условий для подачи обращений и отправки документов в суд в электронной форме и их последующую регистрацию;
- направление судебной корреспонденции сторонам посредством цифровой связи (электронная почта, факсимильная связь и т.д.);
- отслеживание движения дела с помощью технологических средств (например, через специализированный сервис на интернет-сайте суда);
- проведение судебных заседаний посредством видео-конференц-связи, онлайн-сервисов;
- видеотрансляцию судебных заседаний;
- ознакомление с материалами дела в электронном виде.
Большое внимание внедрению элементов электронного правосудия уделяется в практике национальных судебных инстанций государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ).
Представляется логичным, что электронное правосудие в первую очередь должно начинаться с предоставления лицам возможности подачи в суд документов в электронном виде.
Указанная возможность предусмотрена в ряде процессуальных кодексов государств - участников СНГ. Так, например, часть 2 статьи 7 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК Республики Беларусь) предусматривает возможность подачи в экономический суд в электронном виде исковых и иных процессуальных заявлений, жалоб (апелляционной, кассационной, надзорной), протестов, ходатайств, представлений о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - ГПК Республики Казахстан) предусматривает возможность подачи в суд заявлений, созданных в форме электронного документа. Согласно части 5 статьи 150 ГПК Республики Казахстан при подаче заявления в форме электронного документа оно удостоверяется электронной цифровой подписью истца. При наличии полномочия исковое заявление удостоверяется электронной цифровой подписью представителя. К исковому заявлению, подаваемому в форме электронного документа, прилагаются необходимые копии документов в электронном виде. При этом документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, является электронный документ, удостоверяющий осуществление платежа посредством платежного шлюза "электронного правительства" (часть 2 статьи 151 ГПК Республики Казахстан).
Заслуживает внимания порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации. В соответствии с положениями абзаца 2 части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.
Для подачи документов в электронном виде в арбитражный суд Российской Федерации лицо, участвующее в деле, должно зарегистрироваться в системе "Мой Арбитр" (https://my.arbitr.ru).
В арбитражный суд первой инстанции пользователи могут обратиться с исковым заявлением (заявлением), направить отзыв на исковое заявление (заявление), предъявить встречный иск, направить заявление о вступлении в дело, подать заявление (ходатайство). В целях пересмотра судебных актов пользователи, в том числе лица, не участвующие в деле, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт (статья 42 АПК Российской Федерации), выбирают соответствующий вид пересмотра: апелляционное обжалование, либо кассационное обжалование, либо пересмотр судебных актов в порядке надзора, либо пересмотр судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрим процесс подачи электронного обращения в арбитражный суд Российской Федерации на примере апелляционной жалобы.
1. При подаче апелляционной жалобы (отзыва на апелляционную жалобу) пользователь вводит номер дела, по которому принят обжалуемый судебный акт.
2. Пользователь выбирает себя из списка лиц, участвующих в деле. Если пользователем является лицо, не участвовавшее в деле, о правах и об обязанностях которого принят судебный акт (статья 42 АПК Российской Федерации), им выбирается соответствующая категория.
3. Пользователь указывает подаваемый документ. Это апелляционная жалоба либо отзыв на апелляционную жалобу.
4. Пользователь выбирает из списка судебных актов по делу обжалуемый судебный акт.
5. Поскольку апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд (часть 2 статьи 257 АПК Российской Федерации), из списка арбитражных судов пользователь выбирает арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в который должна быть направлена апелляционная жалоба.
В случае если подается жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции (статья 272 АПК Российской Федерации), пользователь выбирает соответствующий арбитражный суд первой инстанции, вынесший обжалуемое определение.
Пользователь загружает в систему файлы, содержащие апелляционную жалобу и прилагаемые документы в соответствии с частью 4 статьи 260 АПК Российской Федерации. Копия оспариваемого решения прилагается в отсканированном виде в случае, если соответствующий судебный акт отсутствует в картотеке арбитражных дел.
6. При подаче отзыва на апелляционную жалобу пользователь указывает арбитражный суд апелляционной инстанции, в который направляется отзыв на апелляционную жалобу и прилагаемые к нему документы в соответствии со статьей 262 АПК Российской Федерации.
7. Заявления, ходатайства и другие документы направляются в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном § 5 раздела II Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80. При подаче заявлений, ходатайств и других документов пользователь указывает соответствующий арбитражный апелляционный суд <1>.
--------------------------------
<1> https://my.arbitr.ru/#help.
Электронные технологии также активно применяются при направлении сторонам по делу судебных извещений и копий судебных постановлений. Например, согласно части 4 статьи 129 ГПК Республики Казахстан извещение или вызов направляются извещаемому или вызываемому лицу по адресу, абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, указанному стороной или другим лицом, участвующим в деле.
Интересным в связи с этим представляется опыт арбитражных судов Российской Федерации. В соответствии с положениями абзаца 1 части 1 статьи 122 АПК Российской Федерации в случаях, не терпящих отлагательств, копия судебного акта может быть направлена арбитражным судом по электронной почте.
Если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, суд вправе известить их о последующих судебных заседаниях и отдельных процессуальных действиях по делу по электронной почте (абзац 2 части 1 статьи 122 АПК Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 124 АПК Российской Федерации, в случае если лицо, участвующее в деле, сообщало арбитражному суду номера телефонов и факсов, адрес электронной почты или аналогичную информацию, оно должно проинформировать арбитражный суд об их изменении во время производства по делу. При этом изменение адреса электронной почты должно находить свое отражение в определении или протоколе судебного заседания (часть 4 статьи 124 АПК Российской Федерации).
В целях облегчения доступа лиц, участвующих в деле, к материалам дела процессуальное законодательство отдельных государств предусматривает возможность формирования "электронных судебных дел" и удаленного доступа к ним.
Так, в соответствии с положениями части 3 статьи 135 АПК Российской Федерации в рамках подготовки дела к судебному разбирательству и при наличии согласия сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства суд одновременно с определением о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства направляет сторонам необходимые для их идентификации данные в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Исковое заявление, заявление по данному делу размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в разделе, доступ к которому предоставляется исключительно лицам, участвующим в деле.
Следующим шагом на пути внедрения элементов электронного правосудия в процесс рассмотрения экономических споров является факт признания на законодательном уровне электронных документов в качестве доказательств.
Так, в соответствии с частью второй статьи 84 ХПК Республики Беларусь документы, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств с соблюдением требований, установленных ХПК Республики Беларусь.
Однако, если копии документов представлены в суд, рассматривающий экономические дела, в электронном виде, суд может потребовать представления оригиналов этих документов.
Статьей 89.2 Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики установлено, что материалы, полученные по электронной почте, принимаются судом только при условии возможности установления их подлинности.
Похожие положения также содержатся в статье 137 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, статье 62 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.
В целях упрощения доступа к правосудию ряд процессуальных законов государств - участников СНГ содержит нормы, предоставляющие возможность проведения судебного заседания в режиме видео-конференц-связи.
Наиболее детальное нормативное регулирование процедуры использования видео-конференц-связи в судебном заседании, на наш взгляд, можно найти в Хозяйственном процессуальном кодексе Украины (далее - ХПК Украины). Согласно статье 74-1 ХПК Украины хозяйственный суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны, третьего лица, прокурора, другого участника судебного процесса может вынести постановление об их участии в судебном заседании в режиме видеоконференции.
В ходатайстве об участии в судебном заседании в режиме видеоконференции в обязательном порядке указывается суд, в котором необходимо обеспечить ее проведение. Такое ходатайство может быть подано не позднее чем за семь дней до дня проведения судебного заседания, в котором будет происходить такое участие.
Вопрос об участии лица в судебном заседании в режиме видеоконференции решается хозяйственным судом при наличии соответствующего ходатайства или по собственной инициативе не позднее чем за пять дней до дня проведения такого судебного заседания. Постановление суда, принятое по результатам решения этого вопроса, обжалованию не подлежит.
Постановление об участии лица в судебном заседании в режиме видеоконференции должно содержать:
1) наименование суда, которому поручается обеспечить проведение видеоконференции;
2) наименование (для юридических лиц) или имя (фамилию, имя и отчество (при его наличии) - для физических лиц) лица, которое должно принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, и ее процессуальный статус;
3) дату и время проведения судебного заседания.
Копия определения об участии лица в судебном заседании в режиме видеоконференции немедленно направляется в суд, который обязан организовать ее проведение, и лицу, которое должно принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции. С целью обеспечения своевременного проведения видеоконференции копия постановления также может быть направлена посредством курьера, факса или электронной почты.
Используемые в судебном заседании технические средства и технологии должны обеспечивать надлежащее качество изображения и звука. Участникам судебного процесса должна быть обеспечена возможность слышать и видеть ход судебного заседания, задавать вопросы и получать ответы, реализовывать другие предоставленные им процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
Ход и результаты процессуальных действий, проведенных в режиме видеоконференции, фиксируются хозяйственным судом, который рассматривает хозяйственное дело, с помощью технических средств видеозаписи. Носитель видеозаписи видеоконференции является приложением к протоколу судебного заседания и после окончания судебного заседания приобщается к материалам дела.
В случае если лицо, ходатайствующее об участии в судебном заседании в режиме видеоконференции, явилось в зал судебного заседания, такое лицо участвует в судебном заседании в общем порядке.
Участие в судебном заседании в режиме видеоконференции по правилам статьи 74-1 ХПК Украины может происходить при разрешении хозяйственных споров в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций и пересмотре дел Верховным Судом Украины.
Положения, предусматривающие возможность использования видео-конференц-связи, можно найти также в АПК Российской Федерации (статья 153.1) и ХПК Республики Беларусь (статья 176-1).
Возможности использования элементов электронного правосудия с вынесением судебного решения не заканчиваются. Законодательство отдельных государств - участников СНГ предусматривает возможность использования современных информационных технологий и на стадии принудительного исполнения судебного решения.
Так, в ч. 6 статьи 351 ХПК Республики Беларусь указывается, что отдельные исполнительные действия могут проводиться с использованием электронного документооборота, информационных технологий, сервисов официальных сайтов органов принудительного исполнения в глобальной компьютерной сети Интернет.
Частью 2 статьи 378 ХПК Республики Беларусь предусмотрена возможность направления предписания о регистрации ареста и запрете отчуждения имущества в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в форме электронного документа.
В соответствии со статьей 385-1 ХПК Республики Беларусь арестованное имущество должника, за исключением имущества, реализация которого является экономически нецелесообразной, а также в отношении которого законодательством установлен иной порядок реализации (оплаты), реализуется судебным исполнителем с торгов, в том числе электронных.
Электронные торги по реализации арестованного в рамках исполнительных производств имущества проводятся в электронной форме посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте органа принудительного исполнения либо на электронных торговых площадках юридических лиц, с которыми у органа принудительного исполнения заключено соответствующее соглашение.
Современные информационные технологии не только способствуют процессу рассмотрения экономических споров, но и могут играть важную роль в процессе администрирования судебных дел. В связи с этим необходимо обратить внимание на положения статьи 2-1 ХПК Украины, устанавливающей основу для использования автоматизированной системы документооборота суда.
Указанная система обеспечивает:
1) объективное и беспристрастное распределение дел между судьями с соблюдением принципов очередности и равного количества дел для каждого судьи;
2) предоставление участникам хозяйственного процесса информации о состоянии рассмотрения дел, в которых они принимают участие;
3) централизованное хранение текстов судебных решений и других процессуальных документов;
4) подготовку статистических данных;
5) регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее движения;
6) выдачу судебных решений и приказов хозяйственного суда на основании имеющихся в автоматизированной системе документооборота данных относительно судебного решения и регистрации заявления лица, в интересах которого оно принято;
7) передачу дел в электронный архив.
Исковые заявления, жалобы и другие предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в хозяйственный суд и могут быть предметом судебного разбирательства, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда, которая осуществляется работниками аппарата соответствующего суда в день поступления документов. В автоматизированную систему документооборота суда в обязательном порядке вносятся: дата поступления документов, информация о предмете спора и стороны по делу, фамилия работника аппарата суда, который осуществил регистрацию, информация о движении судебных документов, данные о судье, который рассматривал дело, и другие данные, предусмотренные Положением об автоматизированной системе документооборота суда, которое утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины.
Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой документооборота суда во время регистрации соответствующих документов по принципу вероятности, который учитывает количество дел, находящихся в производстве судей, запрещение принимать участие в пересмотре решений для судьи, который принимал участие в принятии судебного решения, о пересмотре которого затрагивается вопрос, пребывание судей в отпуске, на больничном, в командировке и окончание срока полномочий. Дела распределяются с учетом специализации судей.
Доступ к автоматизированной системе документооборота суда предоставляется судьям и работникам аппарата соответствующего суда согласно их функциональным обязанностям.
Порядок функционирования автоматизированной системы документооборота суда, в том числе выдачи судебных решений и приказов хозяйственного суда, передачи дел в электронный архив, хранения текстов судебных решений, определений и других процессуальных документов, предоставления информации физическим и юридическим лицам, подготовки статистических данных определяется Положением об автоматизированной системе документооборота суда.
Внедрению элементов электронного правосудия в настоящее время большое внимание уделяется не только в государственных судах, но и в практике международных судебных инстанций.
Так, на сайте Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в настоящее время можно ознакомиться с информацией об основных процессуальных документах в рамках конкретного дела, разрешаемого либо уже рассмотренного Органом по разрешению споров (запрос о проведении консультаций, запрос о создании третейской группы, доклад третейской группы, доклад Апелляционного органа, решение арбитража и т.д.).
Элементы электронного правосудия активно применяются в практике Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ). Так, в настоящее время в ЕСПЧ проводится эксперимент по подаче жалоб в электронном виде посредством заполнения формуляра жалобы, размещенного на официальном сайте суда. В ЕСПЧ разработана практическая инструкция "Представление документов в электронном виде через защищенный сервер", которая предоставляет возможность государствам направлять свои письменные сообщения в ЕСПЧ в электронном виде и принимать письменные сообщения, направляемые в адрес государств Секретариатом ЕСПЧ.
Кроме того, ЕСПЧ и Орган по разрешению споров ВТО проводят интерактивные онлайн-трансляции публичных судебных слушаний, которые позволяют всем желающим непосредственно ознакомиться с работой Суда.
Необходимо отметить, что элементы электронного правосудия применяются и в работе Международного Суда Организации Объединенных Наций, на сайте которого можно ознакомиться с видеозаписями судебных заседаний по конкретным делам.
В заключение необходимо отметить, что многие достижения национальных процессуальных отраслей права могут быть успешно задействованы в работе Экономического Суда СНГ.
Экономическим Судом СНГ в настоящее время подготовлена Концепция использования элементов электронного правосудия в процессе подготовки и рассмотрения дел Экономическим Судом СНГ (далее - Концепция). Положения Концепции предусматривают возможность:
- формирования материалов дела в электронном виде с целью их последующего размещения на сайте Экономического Суда СНГ и предоставления сторонам возможности ознакомления с материалами дела в сети Интернет, создания электронного архива;
- предоставления сторонам возможности направления в Экономический Суд СНГ документов в электронном виде, направления сторонам судебной корреспонденции по электронной почте;
- использования в ходе проведения судебных заседаний (заседаний Пленума Экономического Суда СНГ) средств видеосвязи (видео-конференц-связь) с участниками заседаний;
- организации видеотрансляции судебных заседаний (заседаний Пленума Экономического Суда СНГ) в сети Интернет (в режиме on-line и режиме записи) и т.д.
Предполагается, что реализация положений Концепции позволит оптимизировать процесс рассмотрения дел в Экономическом Суде СНГ за счет сокращения сроков подготовки процессуальных документов, повышения оперативности рассмотрения обращений благодаря использованию информационных технологий (например, средств видео-конференц-связи). Внедрение в работу Экономического Суда СНГ элементов электронного правосудия позволит повысить эффективность использования трудовых и материальных ресурсов с помощью оптимизации судебного делопроизводства за счет использования информационных технологий (например, формирование протоколов судебных заседаний в электронном виде). Предоставление Экономическому Суду СНГ возможности направления сторонам процессуальных документов в электронном виде также позволит сократить расходы Экономического Суда СНГ на бумагу и почтовые услуги.
Концепция предполагает повышение доступности правосудия и привлекательности рассмотрения дел в Экономическом Суде СНГ, предоставляя возможность сокращения расходов участников процесса за счет использования возможности направления в Экономический Суд СНГ документов в электронном виде и участия в процессе с помощью средств видеосвязи.
Организация и проведение заседаний Пленума Экономического Суда СНГ с помощью средств видеосвязи позволит проводить заседание на более высоком уровне с участием всех (или большинства) членов Пленума Экономического Суда СНГ - председателей высших судебных инстанций государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 06.07.1992). Национальные суды смогут значительно сократить свои расходы по делегированию своих представителей в г. Минск для участия в заседаниях Пленума Экономического Суда СНГ. Кроме того, использование средств видеосвязи предоставит возможность оперативного и непосредственного взаимодействия с национальными судами, которое может выражаться в проведении рабочих встреч, семинаров, конференций и т.д.
Внедрение в деятельность Экономического Суда СНГ элементов электронного правосудия не только предоставит возможность оптимизации процесса отправления правосудия, экономии денежных средств, но и будет способствовать доступности и прозрачности процесса рассмотрения дела, повысит авторитет международного судопроизводства на просторах СНГ и позволит обеспечить высокий уровень информированности широкой общественности о возможностях судопроизводства в Экономическом Суде СНГ.