Адрес:
220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503
Бизнес-центр отеля "Минск"
Главная/Экспертное мнение/Публикации за 2012 год/ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ДЕМПИНГОМ В РАМКАХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ДЕМПИНГОМ В РАМКАХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗ...


А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 19 ноября 2012 г.

Правовому регулированию борьбы с демпингом в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) посвящена статья VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) от 30.10.1947 и отдельное Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (известное как Антидемпинговый кодекс).
Согласно пункту 1 статьи VI ГАТТ демпинг состоит в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров. Такие действия подлежат осуждению, если они причиняют или угрожают причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны, или существенно задерживают создание отечественной промышленности.
Считается, что товар поступает на рынок импортирующей страны по цене ниже его нормальной цены, если цена товара, экспортируемого из одной страны в другую:
a) ниже сравнимой цены при обычном течении торговли на аналогичный товар, когда последний предназначается для потребления в экспортирующей стране, или
b) при отсутствии такой внутренней цены ниже чем:
i) наивысшая сравнимая цена на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в какую-нибудь третью страну, при нормальном ведении торговли либо
ii) стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.
В обоих случаях должна быть сделана необходимая поправка на различия в условиях продажи, различия в обложении налогами и на другие различия, влияющие на сравнимость цен.
В целях устранения действия демпинга или воспрепятствования ему государство - член ВТО может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую разницу по данному товару (демпинговую маржу). Антидемпинговая пошлина налагается по результатам проведения специального расследования.
Статьей 2 Антидемпингового кодекса установлено, что в случае отсутствия продаж аналогичного товара в рамках обычного хода торговли на внутреннем рынке экспортирующей страны либо когда в силу особой рыночной ситуации или низкого объема продаж на внутреннем рынке экспортирующей страны такие продажи не позволяют провести надлежащее сопоставление, демпинговая маржа определяется путем сопоставления со сравнимой ценой на аналогичный товар, когда он экспортируется в соответствующую третью страну, при условии, что эта цена является представительной, либо с издержками производства в стране происхождения, к которым добавляется разумная сумма административных, торговых и общих издержек, а также прибыли.
Продажи аналогичного товара на внутреннем рынке экспортирующей страны или продажи в третью страну по ценам ниже удельных (постоянных или переменных) издержек производства с добавлением административных, торговых и общих издержек могут рассматриваться как осуществляемые вне рамок обычного хода торговли по причине цены и могут не приниматься во внимание при определении нормальной стоимости только в том случае, если компетентные органы установят, что такие продажи осуществляются в течение продолжительного периода времени в значительных количествах и по ценам, которые не обеспечивают возмещения всех издержек в течение разумного периода времени.
Продолжительный период времени обычно должен составлять один год, но ни в каком случае не должен быть менее шести месяцев.
Продажи по ценам ниже удельных издержек осуществляются в значительных количествах, когда компетентные органы устанавливают, что средневзвешенная продажная цена сделок, принимаемых во внимание при определении нормальной стоимости, ниже средневзвешенных удельных издержек или что объем продаж по ценам ниже удельных издержек составляет не менее 20 процентов объема продаж по сделкам, принимаемым во внимание при определении нормальной стоимости.
Если цены, которые являются ниже удельных издержек в момент продажи, превышают средневзвешенные удельные издержки за период расследования, то такие цены рассматриваются как обеспечивающие возмещение издержек в течение разумного периода времени. Такие издержки обычно рассчитываются на основе учетных документов экспортера или производителя, в отношении которого ведется расследование, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым в экспортирующей стране принципам бухгалтерского учета и достаточно точно отражают издержки, связанные с производством и продажей данного товара.
Суммы административных, торговых и общих издержек, а также прибыли основываются на фактических данных о производстве и продажах аналогичного товара в рамках обычного хода торговли, представляемых экспортером или производителем, в отношении которого ведется расследование. Если такие суммы нельзя определить на этой основе, они могут быть определены на основе:
- фактических сумм, уплаченных или полученных данным экспортером или производителем в связи с производством или продажами на внутреннем рынке страны происхождения той же категории товаров;
- средневзвешенных фактических сумм, уплаченных или полученных другими экспортерами или производителями, в отношении которых ведется расследование в связи с производством или продажами аналогичного товара на внутреннем рынке страны происхождения;
- любого другого разумного метода, при условии, что установленная таким методом сумма прибыли не превышает прибыли, обычно получаемой другими экспортерами или производителями при продаже товаров той же общей категории на внутреннем рынке страны происхождения.
В случаях, когда экспортная цена отсутствует либо когда, по мнению соответствующих компетентных органов, экспортная цена не вызывает доверия в связи с наличием связи или компенсационного соглашения между экспортером и импортером или третьей стороной, экспортная цена может быть сконструирована на основе цены, по которой импортированные товары впервые перепродаются независимому покупателю, или, если товары не перепродаются независимому покупателю или не перепродаются в том же виде, в каком они были импортированы, на такой разумной основе, какая может быть определена компетентными органами.
Сравнение экспортной цены и нормальной стоимости должно производиться на одной и той же стадии торговой операции, обычно на стадии отгрузки с завода, и в отношении продаж, осуществленных по возможности в одно и то же время.
В каждом случае делаются необходимые соответствующие поправки, учитывающие различия, которые затрагивают сопоставимость цен, включая различия в обстоятельствах и условиях продажи, налогообложении, уровнях торговли, количествах, физических характеристиках, а также любые другие различия, в отношении которых представляются доказательства их влияния на сопоставимость цен.
Наличие демпинговой маржи в ходе расследования обычно устанавливается на основе сравнения средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных сделок либо путем сравнения нормальной стоимости с экспортными ценами по конкретным сделкам.
В тексте Антидемпингового кодекса термин "аналогичный товар" ("like product" - английский термин; "produit similaire" - французский термин) толкуется как означающий идентичный товар, т.е. во всех отношениях схожий с данным товаром, или в отсутствие такого товара другой товар, который, не будучи схожим во всех отношениях, имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара.
В соответствии со статьей 3 Антидемпингового кодекса под ущербом понимается материальный ущерб отечественной отрасли, угроза материального ущерба отечественной отрасли или существенное сдерживание в создании такой отрасли.
Установление наличия ущерба основывается на положительном доказательстве и предполагает объективное изучение как a) объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены аналогичных товаров на внутреннем рынке, так и b) последующего влияния такого импорта на отечественных производителей таких товаров.
В отношении объема демпингового импорта органы, проводящие расследование, рассматривают, произошло ли значительное увеличение демпингового импорта в абсолютном выражении либо по отношению к производству или потреблению в импортирующем. В отношении влияния демпингового импорта на цены органы, проводящие расследование, рассматривают, имело ли место значительное ценовое занижение под влиянием демпингового импорта по сравнению с ценой аналогичного товара в импортирующем члене или приводит ли такой импорт каким-либо иным образом к снижению цен в значительной степени или в значительной степени препятствует повышению цен, которое произошло бы в противном случае. Ни один, ни несколько из этих факторов не могут иметь, безусловно, решающего значения.
Согласно пункту 3.4 статьи 3 Антидемпингового кодекса изучение влияния демпингового импорта на затронутую отечественную отрасль включает оценку всех относящихся к делу экономических факторов и показателей, связанных с состоянием данной отрасли, включая фактическое или потенциальное сокращение продаж, прибыли, выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям или использования мощностей; факторов, влияющих на цены внутреннего рынка; величины демпинговой маржи; фактического или потенциального негативного влияния на движение наличности, товарные запасы, занятость, заработную плату, темпы роста, возможность привлечения капитала или инвестиций. Данный перечень не является исчерпывающим; ни один, ни несколько из этих факторов не могут иметь, безусловно, решающего значения.
В ходе расследования необходимо установить причинно-следственную связь между демпинговым импортом и ущербом. Демонстрация причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом отечественной отрасли основывается на изучении всех относящихся к делу доказательств, имеющихся в распоряжении компетентных органов. Компетентные органы изучают также любые другие известные факторы помимо демпингового импорта, которые в тот же период наносят ущерб отечественной отрасли, и ущерб, наносимый этими факторами, не должен приписываться демпинговому импорту. Факторы, которые могут рассматриваться как относящиеся к делу, включают, в частности, объем и цены импорта, не проданного по демпинговым ценам, сокращение спроса или изменения в структуре потребления, ограничительную торговую практику и конкуренцию между иностранными и отечественными производителями, технологические достижения, а также экспортные показатели и производительность отечественной отрасли.
Влияние демпингового импорта оценивается по отношению к отечественному производству аналогичного товара, если имеющиеся данные позволяют выделить данное производство на основе таких критериев, как производственный процесс, продажи производителями и прибыль. Если такое выделение данного товара невозможно, то влияние демпингового импорта оценивается путем изучения производства наиболее узкой группы или круга товаров, включающих аналогичный товар, по которым может быть обеспечена необходимая информация.
Установление наличия угрозы материального ущерба основывается на фактах, а не просто на утверждениях, предположениях или отдаленной возможности. Изменение обстоятельств, создающее ситуацию, в которой демпинг мог бы нанести ущерб, должно четко предвидеться и быть неизбежным.
Пункт 3.7 статьи 3 Антидемпингового кодекса обращает внимание на то, что при установлении наличия угрозы материального ущерба компетентным органам следует учитывать, в частности, такие факторы, как:
- значительные темпы увеличения демпингового импорта на внутренний рынок, указывающие на вероятность значительного увеличения импорта;
- наличие у экспортера достаточных экспортных возможностей или неизбежное значительное увеличение экспортных возможностей, указывающее на вероятность значительного увеличения демпингового экспорта на рынок импортирующего члена, с учетом возможности других экспортных рынков поглотить любой дополнительный экспорт;
- поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное понижающее и подавляющее влияние на внутренние цены и, по всей видимости, приведут к повышению спроса на дополнительный импорт; и
- запасы товара, в отношении которого проводится расследование.
Ни один из этих факторов сам по себе не может иметь, безусловно, решающего значения, но совокупность рассмотренных факторов позволяет заключить, что дальнейший демпинговый экспорт является неизбежным и что в случае непринятия защитных мер будет причинен материальный ущерб.
Для целей Антидемпингового кодекса термин "отечественная отрасль" толкуется как относящийся ко всем отечественным производителям аналогичных товаров или к тем из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров, с тем исключением, что:
- в случаях, когда производители связаны с экспортерами или импортерами или сами являются импортерами товара, предположительно являющегося предметом демпинга, термин "отечественная отрасль" может толковаться как относящийся к остальным производителям;
- в исключительных обстоятельствах территория члена может быть для данного производства разделена на два и более конкурирующих рынка и производители внутри каждого рынка могут рассматриваться как отдельная отрасль, если a) производители внутри такого рынка продают весь или почти весь свой произведенный данный товар на этом рынке и b) спрос на этом рынке не удовлетворяется в сколь-либо значительной степени производителями данного товара, находящимися в других частях данной территории. В таких обстоятельствах наличие ущерба может быть констатировано даже, если основная часть всей отечественной отрасли не несет ущерба, при условии концентрации демпингового импорта на таком изолированном рынке, а также при условии причинения демпинговым импортом ущерба производителям всей или почти всей продукции на таком рынке (пункт 4.1 статьи 4 Антидемпингового кодекса).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Антидемпингового кодекса расследование с целью определения наличия, степени и влияния любого предполагаемого демпинга начинается по письменному заявлению, поданному отечественной отраслью или от ее имени.
Такое заявление включает доказательства: a) демпинга; b) ущерба и c) причинно-следственной связи между демпинговым импортом и предполагаемым ущербом. Простое утверждение, не подкрепленное соответствующими доказательствами, не может рассматриваться как достаточное.
Заявление должно содержать информацию, которая разумно может быть доступна заявителю, по следующим вопросам:
- личность заявителя и описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара заявителем. Если письменное заявление подается от имени отечественной отрасли, то в таком заявлении конкретизируется отрасль, от имени которой оно подается, путем предоставления перечня всех известных отечественных производителей аналогичного товара и, насколько это возможно, описание объема и стоимости отечественного производства аналогичного товара, приходящегося на долю таких производителей;
- полное описание товара, предположительно являющегося предметом демпинга, название страны или стран его происхождения или экспорта, личность каждого известного экспортера или иностранного производителя и перечень известных лиц, импортирующих данный товар;
- информация о ценах, по которым данный товар продается для потребления на внутренних рынках страны или стран происхождения или экспорта (или, где это уместно, информация о ценах, по которым товар продается из страны или стран происхождения или экспорта в третью страну или страны, либо о сконструированной стоимости товара), и информация об экспортных ценах, либо, там где это уместно, о ценах, по которым товар впервые перепродается независимому покупателю на территории импортирующей члена;
- информация о динамике импорта, предположительно являющегося предметом демпинга, влиянии этого импорта на цены аналогичного товара на внутреннем рынке и последствиях этого импорта для отечественной отрасли, подтвержденных соответствующими факторами и показателями, которые связаны с положением отечественной отрасли.
Согласно пункту 5.4 статьи 5 Антидемпингового кодекса расследование начинается лишь в том случае, если на основе изучения степени поддержки или несогласия с заявлением, высказанных отечественными производителями аналогичного товара, компетентные органы установят, что заявление было подано отечественной отраслью или от ее имени. Заявление рассматривается как поданное "отечественной отраслью или от ее имени", если оно поддерживается теми отечественными производителями, чья совокупная продукция составляет более 50 процентов всего объема производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной отрасли, которая выражает или поддержку, или несогласие с заявлением. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, высказывающихся в поддержку заявления, приходится менее 25 процентов всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной отраслью.
Пунктом 5.8 статьи 5 Антидемпингового кодекса установлено, что заявление отклоняется и расследование незамедлительно прекращается, как только соответствующие компетентные органы удостоверяются в отсутствии достаточных доказательств либо демпинга, либо ущерба, оправдывающих продолжение процедуры. Расследование немедленно прекращается в случаях, когда компетентные органы устанавливают, что демпинговая маржа является de minimis, или что объем демпингового импорта, фактического или потенциального, или размер ущерба является незначительным. Демпинговая маржа рассматривается как de minimis, если эта маржа составляет менее 2 процентов от экспортной цены. Объем демпингового импорта обычно рассматривается как незначительный, если выясняется, что объем демпингового импорта из определенной страны составляет менее 3 процентов импорта аналогичного товара в импортирующий член, при условии, что на страны, индивидуальная доля которых составляет менее 3 процентов импорта аналогичного товара в импортирующий член, в совокупности приходится не более 7 процентов импорта аналогичного товара в импортирующий член.
Расследование, за исключением особых обстоятельств, завершается в течение одного года и ни в коем случае не позднее, чем через 18 месяцев после его начала.
В соответствии с положениями статьи 6 Антидемпингового кодекса все заинтересованные стороны в антидемпинговом расследовании уведомляются об информации, которая требуется компетентным органам, и получают надлежащую возможность изложить в письменном виде все доказательства, которые они считают относящимися к данному расследованию.
Экспортерам и иностранным производителям, получающим вопросники, используемые в антидемпинговом расследовании, предоставляется по крайней мере 30 дней для предоставления ответа.
С учетом требования о защите конфиденциальной информации доказательства, представленные в письменном виде одной заинтересованной стороной, незамедлительно представляются в распоряжение других заинтересованных сторон, участвующих в расследовании.
Сразу после возбуждения расследования компетентные органы представляют полный текст письменного заявления известным экспортерам и органам власти экспортирующего члена и по запросу представляют его в распоряжение других участвующих заинтересованных сторон.
На всем протяжении антидемпингового расследования все заинтересованные стороны имеют полную возможность защищать свои интересы. С этой целью компетентные органы по запросу обеспечивают всем заинтересованным сторонам возможность встретиться со сторонами, имеющими противоположные интересы, с тем чтобы могли быть представлены противоположные точки зрения и предложены опровержения.
Когда это практически осуществимо, компетентные органы своевременно предоставляют всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться со всей информацией, имеющей отношение к предоставлению аргументации по их делам, которая не является конфиденциальной и которая используется компетентными органами в антидемпинговом расследовании, а также подготовить аргументацию на основе этой информации.
Любая информация, которая является конфиденциальной по своему характеру (например, потому что ее раскрытие предоставило бы значительное конкурентное преимущество конкуренту или потому что ее раскрытие имело бы значительные неблагоприятные последствия для лица, представившего информацию, или для лица, от которого данное лицо получило информацию) либо представляется сторонами расследования на конфиденциальной основе, при наличии достаточных оснований рассматривается компетентными органами как таковая. Такая информация не раскрывается без специального разрешения стороны, которая ее представляет.
Пунктом 6.7 статьи 6 Антидемпингового кодекса установлено, что с целью проверки представленной информации или получения дополнительных подробных сведений компетентные органы могут в случае необходимости проводить расследования на территории других членов при условии получения согласия соответствующих предприятий и уведомления представителей правительства данного члена, если этот член не возражает против расследования.
До вынесения окончательного определения компетентные органы информируют все заинтересованные стороны об основных рассматриваемых фактах, на основе которых принимается решение о применении или неприменении окончательных мер. Такое объявление должно осуществляться заблаговременно, с тем чтобы стороны имели возможность для защиты своих интересов.
Как правило, компетентные органы определяют индивидуальную демпинговую маржу для каждого известного экспортера или соответствующего производителя товара, в отношении которого ведется расследование. В случаях, когда число экспортеров, производителей, импортеров или типов товаров, охваченных расследованием, настолько велико, что делает такое определение практически неосуществимым, компетентные органы могут ограничить рассмотрение либо разумным числом заинтересованных сторон или товаров, используя статистически обоснованные выборки на базе информации, которой они располагают к моменту отбора, либо наибольшей долей объема экспорта из данной страны, которая может быть разумно охвачена расследованием.
Согласно пункту 6.11 статьи 6 Антидемпингового кодекса для целей Антидемпингового кодекса заинтересованные стороны включают:
- экспортера или иностранного производителя или импортера товара, являющегося предметом расследования, или торговую или предпринимательскую ассоциацию, большинство членов которой являются производителями, экспортерами или импортерами такого товара;
- правительство экспортирующего члена и
- производителя аналогичного товара в импортирующем члене или торговую и предпринимательскую ассоциацию, большинство членов которой производят аналогичный товар на территории импортирующего члена.
Этот перечень не препятствует членам разрешать включать в качестве заинтересованных сторон другие местные и иностранные стороны, помимо тех, которые указаны выше.
Пунктом 7.1 статьи 7 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (Антидемпинговый кодекс) установлен институт временных мер, которые могут применяться лишь в том случае, если:
- расследование было начато, об этом дано публичное уведомление и всем заинтересованным сторонам были обеспечены надлежащие возможности представить информацию и сформулировать комментарии;
- были вынесены предварительные утвердительные определения в отношении наличия демпинга и связанного с ним ущерба для отечественной отрасли и
- соответствующие компетентные органы считают такие меры необходимыми для предотвращения ущерба, причиняемого в ходе расследования.
Временные меры могут принимать форму временной пошлины или предпочтительно залога (денежного депозита или долгового обязательства), равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна быть больше предварительно оцененной демпинговой маржи. Удержание оценочной суммы является уместной временной мерой, при условии, что указываются обычная пошлина и оценочная сумма антидемпинговой пошлины и что удержание оценочной суммы осуществляется на таких же условиях, как и другие временные меры (пункт 7.2 статьи 7 Антидемпингового кодекса).
Временные меры не применяются ранее чем через 60 дней с даты начала расследования.
Пунктом 7.4 статьи 7 Антидемпингового кодекса установлено, что применение временных мер ограничивается как можно более коротким периодом, не превышающим четырех месяцев, или по решению соответствующих компетентных органов на основании просьбы экспортеров, представляющих значительную часть торговли, периодом, не превышающим шести месяцев. Когда компетентные органы в ходе расследования рассматривают, является ли пошлина, более низкая, чем демпинговая разность, достаточной для устранения ущерба, эти периоды могут составлять соответственно шесть и девять месяцев.
Согласно статье 8 Антидемпингового кодекса процедуры расследования могут быть приостановлены или завершены без введения временных мер или антидемпинговых пошлин по получении удовлетворительных добровольных обязательств от любого экспортера о пересмотре его цены или прекращении экспорта в данную зону по демпинговым ценам таким образом, чтобы убедить компетентные органы в том, что вредные последствия демпинга устранены. Повышение цен по таким обязательствам не должно быть больше того, чем это необходимо для устранения демпинговой маржи. Желательно, чтобы повышение цены было меньше демпинговой маржи, если такое повышение достаточно для устранения ущерба, наносимого отечественной отрасли.
Порядок введения и взимания антидемпинговых пошлин установлен в статье 9 Антидемпингового кодекса. Так, решение о том, вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в тех случаях, когда все требования для введения удовлетворены, и решение о том, должна ли антидемпинговая пошлина вводиться в размере, равном величине демпинговой маржи, или в меньшем размере, являются решениями, которые принимаются компетентными органами импортирующего члена. Желательно, чтобы введение носило умеренный характер на территории всех членов и чтобы пошлина была меньше демпинговой маржи, если такая меньшая пошлина окажется достаточной для устранения ущерба, причиненного отечественной отрасли.
Когда в отношении любого товара вводится антидемпинговая пошлина, такая антидемпинговая пошлина взимается в каждом случае в надлежащих размерах на не дискриминационной основе с импорта такого товара, поступающего из всех источников, являющегося, как установлено, предметом демпинга и причиняющего ущерб, исключая импорт из тех источников, со стороны которых были приняты ценовые обязательства согласно условиям Антидемпингового кодекса. Компетентные органы называют поставщика или поставщиков данного товара. Если, однако, в дело вовлечено несколько поставщиков из одной и той же страны и практически невозможно назвать всех этих поставщиков, компетентные органы могут назвать соответствующую страну-поставщика. Если в дело вовлечено несколько поставщиков из более чем одной страны, компетентные органы могут назвать либо всех вовлеченных поставщиков, либо, если это практически невозможно, все вовлеченные страны-поставщики.
По общему правилу, предусмотренному статьей 10 Антидемпингового кодекса, временные меры и антидемпинговые пошлины применяются только к тем товарам, которые поступают на рынок после вступления в силу решения об их введении.
В случае окончательного определения наличия ущерба (но не угрозы ущерба или материальной задержки в создании отрасли) или в случае окончательного определения наличия угрозы ущерба, когда влияние демпингового импорта в отсутствие временных мер привело бы к определению наличия ущерба, антидемпинговые пошлины могут взиматься с учетом положения об обратной силе за период, в течение которого применялись временные меры, если таковые вводились.
В случае определения угрозы ущерба или материальной задержки (но пока ущерб не причинен) окончательная антидемпинговая пошлина может быть введена только с даты определения наличия угрозы ущерба или материальной задержки и любой денежный депозит, внесенный в период применения временных мер, незамедлительно возвращается, а долговое обязательство незамедлительно аннулируется.
Если окончательное определение является отрицательным, то любой денежный депозит, внесенный в период применения временных мер, незамедлительно возвращается, а любое долговое обязательство незамедлительно аннулируется.
Окончательная антидемпинговая пошлина может взиматься с товаров, которые поступили на рынок не более чем за 90 дней до даты введения временных мер, если компетентные органы установят в отношении данного демпингового товара, что:
- в прошлом имел место демпинг, который наносил ущерб, или импортер знал или должен был знать, что экспортер практикует демпинг, и что такой демпинг мог бы нанести ущерб, и
- нанесен ущерб массированным импортом демпингового товара в течение относительно короткого периода времени, который с учетом конкретного периода и объема демпингового импорта, а также других обстоятельств (таких как быстрый рост запасов импортных товаров) способен серьезно подорвать защитный эффект окончательной антидемпинговой пошлины, которая должна применяться, при условии, что заинтересованным импортерам была предоставлена возможность высказать свои замечания.
Статьей 11 Антидемпингового кодекса установлены правила определения срока действия и пересмотра антидемпинговых пошлин и ценовых обязательств. Так, антидемпинговая пошлина остается в силе лишь в течение такого времени и в таком размере, которые необходимы для противодействия демпингу, наносящему ущерб.
Когда это оправданно, компетентные органы рассматривают необходимость продолжения взимания пошлины либо по своей собственной инициативе, либо по истечении разумного периода времени с момента введения окончательной антидемпинговой пошлины по просьбе любой заинтересованной стороны, которая представляет утвердительную информацию, подтверждающую необходимость пересмотра. Заинтересованные стороны имеют право просить компетентные органы рассмотреть, является ли продолжение взимания пошлины необходимым для нейтрализации демпинга, есть ли вероятность того, что нанесение ущерба продолжится или начнется заново, если пошлина будет отменена или изменена, или и то, и другое. Если в результате пересмотра компетентные органы устанавливают, что антидемпинговая пошлина более не является оправданной, то ее действие немедленно прекращается.
Вместе с тем действие любой окончательной антидемпинговой пошлины прекращается не позднее 5 лет с даты ее введения (или с даты самого последнего пересмотра, если этот пересмотр касался как демпинга, так и ущерба), если только компетентные органы не решат в ходе пересмотра, начатого до этой даты по их собственной инициативе или на основе должным образом обоснованного запроса, поданного отечественной отраслью или от ее имени в течение разумного периода времени до этой даты, что прекращение действия пошлины, по всей вероятности, привело бы к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба. Пошлина может оставаться в силе до получения результатов такого пересмотра.
Любой такой пересмотр проводится ускоренно и обычно завершается в течение 12 месяцев с даты начала пересмотра.
Согласно статье 12 Антидемпингового кодекса, когда компетентные органы убеждены в наличии достаточных доказательств, обусловливающих начало антидемпингового расследования, государства - члены Всемирной торговой организации (ВТО), товары которых являются предметом такого расследования, а также другие заинтересованные стороны, известные компетентным органам как имеющие интерес в таком расследовании, уведомляются об этом.
Необходимо отметить, что в рамках ВТО создан Комитет по антидемпинговой практике (далее - Комитет), в состав которого входят представители от каждого государства - члена ВТО. Комитет избирает своего председателя и проводит заседания не реже двух раз в год, а также по просьбе любого государства - члена ВТО. Комитет выполняет функции, возложенные на него Антидемпинговым кодексом или государствами - членами ВТО, и предоставляет им возможность проводить консультации по любым вопросам, касающимся функционирования Антидемпингового кодекса или реализации его целей. Секретариат ВТО выступает в качестве секретариата Комитета.
Государства - члены ВТО безотлагательно докладывают Комитету обо всех принятых временных или окончательных антидемпинговых мерах. Такие доклады предоставляются в распоряжение Секретариата ВТО для изучения другими государствами. Члены ВТО также представляют на полугодовой основе доклады о любых принятых антидемпинговых мерах за предшествующие шесть месяцев. Полугодовые доклады представляются в согласованной стандартной форме.
Статьей 17 Антидемпингового кодекса установлены особенности урегулирования вытекающих из его применения споров. Пунктом 17.1 указанной статьи предусмотрено, что, за исключением тех случаев, когда Антидемпинговым кодексом предусмотрено иное, в отношении консультаций и урегулирования споров согласно Антидемпинговому кодексу применяется Договоренность о разрешении споров.
Каждое государство - член ВТО благожелательно рассматривает представления, сделанные другим членом по любому вопросу, касающемуся действия Антидемпингового кодекса и предоставляет надлежащие возможности для соответствующих консультаций.
Если какое-либо государство считает, что какая-либо выгода, вытекающая для него прямо или косвенно, по Антидемпинговому кодексу аннулируется или сокращается или что достижение какой-либо цели затрудняется другим государством, то для достижения взаимоприемлемого решения данного вопроса он может обратиться в письменном виде с просьбой о консультациях с данной страной.
Если член ВТО, который обратился с просьбой о консультациях, считает, что на проведенных консультациях не удалось достичь взаимно согласованного решения, и если компетентные органы импортирующего члена приняли окончательное решение о введении окончательной антидемпинговой пошлины или о принятии ценового обязательства, то он может передать вопрос на рассмотрение в Орган по разрешению споров (ОРС). Если временная мера оказала значительное влияние и член, который обратился с просьбой о консультациях, считает, что такая мера была принята вопреки положениям пункта 7.1 статьи 7 Антидемпингового кодекса, то этот член также может передать такой вопрос на рассмотрение в ОРС.
По просьбе стороны, подавшей жалобу, ОРС создает третейскую группу, которая изучает вопрос, основываясь на:
- письменном заявлении члена, обратившегося с просьбой, с указанием того, каким образом выгода, вытекающая для него, прямо или косвенно, по настоящему Соглашению, аннулируется или сокращается, или что достижение целей Соглашения затрудняется, и
- фактах, сообщенных в соответствии с надлежащими национальными процедурами, компетентным органам импортирующего члена.
При изучении вышеуказанных вопросов:
- в своей оценке фактов дела третейская группа определяет, правильно ли были установлены компетентными органами факты и была ли их оценка этих фактов беспристрастной и объективной. Если факты были установлены правильно, а их оценка была беспристрастной и объективной, даже хотя третейская группа могла прийти к иному заключению, то эта оценка не отвергается;
- третейская группа толкует соответствующие положения Антидемпингового кодекса в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права. Если третейская группа констатирует, что соответствующее положение Антидемпингового кодекса допускает более чем одно разрешенное толкование, то она делает вывод о том, что принятая компетентными органами мера соответствует Антидемпинговому кодексу, если она основана на одном из таких разрешенных толкований.
Конфиденциальная информация, представленная третейской группе, не раскрывается без официального разрешения лица, органа или компетентных органов, представивших такую информацию. Если такая информация запрашивается у третейской группы, но она не получает разрешения на раскрытие такой информации, то представляется неконфиденциальное резюме, одобренное лицом, органом или компетентными органами, представившими информацию.

Информация
Контакты

220030, город Минск, проспект Независимости, 11 к.2 офис 503 (БЦ отеля "Минск")
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена