А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 21 ноября 2011 г.
Общие положения
Споры между государствами - членами Всемирной торговой организации (далее - ВТО) разрешаются в Органе по разрешению споров (далее - ОРС), функции которого выполняет Генеральный Совет ВТО.
Правовую основу порядка разрешения споров по праву ВТО составляет приложение 2 "Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров" к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (далее - ДРС).
Общие полномочия ОРС заключаются в следующем: создавать третейские группы, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений.
Система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Члены ВТО признают, что система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов ВТО по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права. Рекомендации и решения ОРС не могут увеличить или уменьшить права и обязательства, предусмотренные охваченными соглашениями.
Безотлагательное урегулирование ситуаций, в которых член ВТО считает, что выгоды, прямо или косвенно возникающие для него из охваченных соглашений, сокращаются в результате мер, принятых другим членом ВТО, необходимо для эффективного функционирования ВТО и сохранения надлежащего баланса между правами и обязательствами членов ВТО.
Все решения ОРС должны быть совместимы с соглашениями ВТО и не должны аннулировать или сокращать выгоды, вытекающие для любого члена ВТО из этих соглашений, или препятствовать достижению какой-либо из целей этих соглашений.
О решениях, принятых по взаимному согласию по вопросам, официально поставленным на основе положений о консультациях и урегулировании споров охваченных соглашений, уведомляются ОРС и соответствующие советы и комитеты, в которых любой член ВТО может поднять любой вопрос, относящийся к этому.
Прежде чем возбудить дело, член ВТО осуществляет свою оценку, будет ли плодотворным действие на основе настоящих процедур. Целью механизма урегулирования споров является позитивное разрешение спора. Решение, взаимоприемлемое для сторон спора и совместимое с охваченными соглашениями, несомненно, является предпочтительным. При отсутствии взаимоприемлемого решения первая цель механизма урегулирования споров, как правило, состоит в том, чтобы обеспечить отмену принятых мер, если устанавливается, что они несовместимы с положениями какого-либо из охваченных соглашений. К применению положения о компенсации следует прибегать только в том случае, если немедленная отмена принятой меры неосуществима, и лишь на временной основе до отмены меры, не совместимой с охваченным соглашением. Последняя возможность, которую ДРС предоставляет члену ВТО, прибегающему к процедурам урегулирования споров, - это приостановление действия уступок или других обязательств по охваченным соглашениям на дискриминационной основе по отношению к другому члену ВТО при условии, если ОРС разрешает такие меры.
В случаях нарушения обязательств, принятых на основе охваченного соглашения, возбуждаемое дело считается prima facie делом об аннулировании или сокращении выгод. Это означает, что обычно имеется презумпция того, что нарушение правил влечет неблагоприятные последствия для других членов ВТО, являющихся сторонами этого охваченного соглашения, и в таких случаях член ВТО, на которого подана жалоба, должен опровергнуть обвинение.
Проведение консультаций
В ДРС установлен обязательный предварительный механизм урегулирования споров до обращения в ОРС путем проведения консультаций. Указанный механизм раскрывается в статье 4 ДРС.
Так, если просьба о консультациях основана на положениях охваченного соглашения, то член ВТО, которому направлена просьба, отвечает на нее при отсутствии иной взаимной договоренности в течение 10 дней с даты ее получения и начинает консультации по доброй воле не позднее чем через 30 дней с даты получения просьбы с целью прийти к взаимоудовлетворяющему решению. Если в течение 10 дней с даты получения просьбы член ВТО не отвечает или не начинает консультации в течение 30 дней с даты получения просьбы или в срок, установленный с общего согласия, то член ВТО, который попросил о проведении консультаций, может немедленно потребовать учреждения третейской группы.
Член ВТО, который просит о проведении консультаций, уведомляет обо всех таких просьбах ОРС и соответствующие советы и комитеты. Любая просьба о консультациях представляется в письменной форме и с изложением мотивов, включая указание применяемых мер и юридических оснований жалобы.
В ходе консультаций членам ВТО следует прилагать усилия для приемлемого урегулирования имеющегося вопроса.
Консультации носят конфиденциальный характер и не наносят ущерба правам любого члена ВТО при любом дальнейшем разбирательстве.
Если консультации не завершаются урегулированием спора в течение 60 дней с даты получения просьбы о консультациях, сторона, подавшая жалобу, может попросить об учреждении третейской группы. Сторона, подавшая жалобу, может попросить учредить третейскую группу в течение указанного 60-дневного периода, если стороны, принимавшие участие в консультациях, совместно сочтут, что в результате консультаций не удалось урегулировать спор.
В срочных случаях, включая случаи, когда речь идет о скоропортящихся товарах, члены ВТО начинают консультации не позднее 10 дней с даты получения просьбы о консультациях. Если консультации не завершаются урегулированием спора в течение 20 дней с даты получения указанной просьбы, то сторона, подавшая жалобу, может потребовать учреждения третейской группы.
В срочных случаях, включая случаи, когда речь идет о скоропортящихся товарах, стороны спора, третейские группы и Апелляционный орган прилагают все усилия, чтобы, насколько это возможно, ускорить разбирательство.
Участие в споре третьей стороны
Интересным представляется механизм вступления третьей стороны, заявляющей самостоятельные требования, в процесс разрешения уже начавшегося спора. Так, в ДРС (статья 4 (11)) установлено, что каждый раз, когда какой-либо член ВТО, не входящий в число членов, принимающих участие в консультациях, считает, что он имеет существенный торговый интерес в консультациях, он может уведомить указанных членов ВТО, а также ОРС в течение 10 дней после даты рассылки просьбы о консультациях согласно указанной статье о своем желании присоединиться к консультациям. Указанный член ВТО допускается к участию в консультациях при условии, что член ВТО, которому была направлена просьба о консультациях, соглашается, что утверждение о наличии существенного интереса обоснованно. В этом случае они сообщают об этом ОРС. Если просьба об участии в консультациях отклоняется, то член-заявитель вправе просить проведения консультаций в общем порядке.
Рассмотрение спора третейской группой
Согласно статье 6 ДРС если сторона, подавшая жалобу, попросит об этом, то третейская группа создается самое позднее на заседании ОРС, следующем за тем, в ходе которого эта просьба была впервые включена в повестку дня ОРС, если только на указанном заседании ОРС не решает на основе консенсуса не создавать третейскую группу.
Просьба об учреждении третейской группы направляется в письменном виде. В ней указывается, проводились ли консультации, обозначаются конкретные меры по спорному вопросу и содержится краткое изложение правовой основы жалобы, достаточное для того, чтобы ясно представить проблему.
Заявитель может попросить об учреждении третейской группы с полномочиями, отличающимися от обычных. В таком случае письменная просьба должна содержать предлагаемый текст о специальных полномочиях.
Если стороны спора в течение 20 дней с даты учреждения третейской группы не договорятся об ином, третейская группа имеет полномочия по изучению в свете положений спорного соглашения ВТО вопроса, переданного на рассмотрение ОРС, и сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в данном соглашении ВТО.
Третейские группы обращаются к соответствующим положениям охваченного соглашения или упомянутых соглашений, названных сторонами спора.
Согласно статье 8 ДРС третейские группы формируются из высококвалифицированных правительственных и / или неправительственных специалистов, включая лиц, которые входили в состав третейской группы или представляли дело перед ней, были представителями члена ВТО или договаривающейся стороны Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года, представителями в Совете или Комитете любого охваченного соглашения или предшествующего ему соглашения, в Секретариате, или преподавали международное торговое право или торговую политику либо имели публикации в этой области, или служили в качестве старших должностных лиц по вопросам торговой политики какого-либо члена ВТО.
Члены третейской группы выбираются таким образом, чтобы обеспечить независимость членов, достаточно разностороннюю профессиональную подготовку и широкий спектр практического опыта.
Граждане членов ВТО, правительства которых являются сторонами спора или третьими сторонами, не должны включаться в состав третейской группы по этому спору, если только стороны спора не договорятся иначе.
Чтобы помочь в выборе членов третейской группы, Секретариат ведет индикативный список правительственных и неправительственных лиц, обладающих соответствующей квалификацией, из которого, если потребуется, могут быть выбраны члены третейской группы. В этот список включаются перечень независимых экспертов, созданный 30 ноября 1984 г. (BISD 31S/9), и другие перечни и индикативные списки, составленные на основе любого из охваченных соглашений. Список также содержит имена лиц, представленных в этих перечнях и индикативных списках на момент вступления в силу Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Соглашение о ВТО). Члены ВТО могут периодически предлагать для включения в индикативный список имена правительственных и неправительственных специалистов, предоставляя необходимую информацию об их знаниях в области международной торговли в конкретных секторах или по вопросам, относящимся к охваченным соглашениям; эти имена дополнительно включаются в список после их одобрения ОРС. В отношении каждого из лиц, внесенных в список, указываются конкретные области компетенции этих лиц в секторах или по вопросам, относящимся к охваченным соглашениям.
Третейские группы состоят из трех членов, если только в течение 10 дней с даты учреждения третейской группы стороны спора не достигнут соглашения о формировании третейской группы в составе пяти членов. Члены ВТО незамедлительно уведомляются о составе третейской группы.
Секретариат предлагает сторонам спора кандидатуры лиц для выбора в качестве членов третейской группы. Стороны спора не возражают против этих кандидатур, кроме как в силу вынужденных обстоятельств.
Если согласие о персональном составе третейской группы не достигнуто в течение 20 дней с даты учреждения третейской группы, Генеральный директор по просьбе любой из сторон, консультируясь с председателем ОРС и председателем соответствующего Совета или Комитета, и после консультаций со сторонами спора определяет состав третейской группы путем назначения ее членов, которых Генеральный директор считает наиболее подходящими, в соответствии со специальными или дополнительными правилами или процедурами охваченного соглашения или охваченных соглашений, имеющих отношение к предмету спора. Председатель ОРС не позднее чем через 10 дней с даты получения им такой просьбы информирует участников спора о составе третейской группы, сформированной указанным образом.
Члены третейских групп участвуют в них в личном качестве, а не в качестве представителей правительств или организаций. В связи с этим члены ВТО не должны давать им указания или стремиться оказывать на них влияние в отношении вопросов, рассматриваемых третейской группой.
В случае спора между развивающейся страной - членом ВТО и развитой страной-членом третейская группа включает, если развивающаяся страна - член ВТО об этом попросит, по крайней мере одного члена третейской группы из развивающейся страны - члена ВТО.
Расходы членов третейских групп, включая расходы на поездки и проживание, покрываются из бюджета ВТО в соответствии с нормами, устанавливаемыми Генеральным Советом на основе рекомендаций Комитета по бюджету, финансам и административным вопросам.
Третейские группы применяют процедуру работы, изложенную в Дополнении 3 к ДРС, если только после консультаций со сторонами спора третейская группа не принимает иное решение.
В Дополнении 3 к ДРС указывается следующая процедура работы третейской группы.
Третейская группа собирается на закрытое заседание. Стороны спора и заинтересованные стороны присутствуют на заседаниях только по приглашению третейской группы.
Ход обсуждения в третейской группе и документы, которые ей представляются, остаются конфиденциальными. Никакое положение ДРС не препятствует стороне спора раскрыть для всеобщего сведения изложение своей собственной позиции. Члены ВТО считают конфиденциальной информацию, переданную другим членом ВТО третейской группе, которую этот член ВТО обозначил как конфиденциальную. В случаях, когда сторона спора представляет третейской группе конфиденциальную версию своих письменных заявлений, она предоставляет также по просьбе какого-либо члена ВТО неконфиденциальное резюме информации, содержащейся в ее заявлениях, которая может быть раскрыта для всеобщего сведения.
До первого основного заседания третейской группы с участием сторон стороны спора передают третейской группе письменные заявления, в которых они излагают факты по делу и свои аргументы.
На своем первом основном заседании с участием сторон третейская группа предлагает стороне, которая подала жалобу, представить дело. Затем в ходе того же заседания стороне, против которой подана жалоба, предлагается изложить свою точку зрения.
Все третьи стороны, которые уведомили ОРС об их интересах в споре, приглашаются изложить свои мнения в письменной форме в ходе первого основного заседания третейской группы, созванного для этой цели. Такие третьи стороны могут присутствовать в ходе всего этого заседания.
Официальные опровержения представляются в ходе второго основного заседания третейской группы. Сторона, против которой подана жалоба, имеет право выступить первой, затем выступает сторона, подавшая жалобу. Стороны представляют третейской группе до ее заседания письменные опровержения.
Третейская группа может в любое время задавать вопросы сторонам и просить их представить объяснения либо в ходе заседания с участием сторон, либо в письменном виде.
Стороны спора и любая третья сторона, приглашенная для изложения ее точки зрения, передают третейской группе письменное изложение их устных заявлений.
В интересах полной транспарентности представления, опровержения и заявления делаются в присутствии сторон. Более того, письменные представления каждой стороны, включая любые замечания по описательной части доклада и ответы на вопросы, поставленные третейской группой, доводятся до сведения другой стороны или других сторон.
Процедура работы третейских групп должна быть достаточно гибкой, чтобы обеспечить высокое качество докладов третейских групп, но не допускать неоправданной задержки работы групп.
После консультаций со сторонами спора члены третейской группы как можно скорее, по возможности в течение недели после учреждения третейской группы и согласования ее полномочий, определяют график работы этой группы.
Примерный график работы третейской группы может выглядеть следующим образом:
(a) Получение первых письменных заявлений сторон:
1) сторона, подавшая жалобу: _______ 3 - 6 недель
2) сторона, против которой подана жалоба: _______ 2 - 3 недели
(b) Дата, время и место первого основного
заседания с участием третьих сторон:
Заседание с участием третьих сторон: _______ 1 - 2 недели
(c) Получение письменных опровержений сторон: _______ 2 - 3 недели
(d) Дата, время и место второго основного
заседания с участием сторон: _______ 1 - 2 недели
(e) Передача сторонам описательной части доклада: _______ 2 - 4 недели
(f) Получение замечаний сторон по описательной
части доклада: _______ 2 недели
(g) Передача сторонам предварительного доклада,
включая выводы и заключения: _______ 2 - 4 недели
(h) Предельный срок, в течение которого стороны
могут попросить о пересмотре одной или
нескольких частей доклада: _______ 1 неделя
(i) Период пересмотра третейской группой,
включая возможное дополнительное заседание
с участием сторон: _______ 2 недели
(j) Передача сторонами спора окончательного
доклада: _______ 2 недели
(k) Рассылка окончательного доклада членам _______ 3 недели
Указанный график может изменяться в случае непредвиденных обстоятельств. При необходимости созываются дополнительные заседания с участием сторон.
При определении графика работы третейской группы группа представляет сторонам спора достаточный срок для подготовки их заявлений.
Третейская группа должна устанавливать предельные сроки для подачи письменных заявлений сторон, и стороны должны соблюдать эти сроки.
Каждая сторона спора представляет свои письменные заявления в Секретариат для немедленной передачи третейской группе и другой стороне или другим сторонам спора. Сторона, подавшая жалобу, представляет свое первое заявление раньше первого заявления стороны-ответчика, если только, определяя график, и после консультаций со сторонами спора третейская группа не решит, что стороны должны подать свои первые заявления одновременно. В случаях, когда согласована последовательная подача первых заявлений, третейская группа устанавливает твердый срок для поступления заявления стороны-ответчика. Все последующие письменные заявления представляются одновременно.
В случаях, когда сторонам спора не удается договориться о взаимоудовлетворяющем решении, третейская группа представляет ОРС свои выводы в виде письменного доклада. В таких случаях в докладе третейской группы излагаются установленные фактические обстоятельства по делу, применимость соответствующих положений и основное обоснование их выводов и рекомендаций. В случае достижения урегулирования между сторонами спора доклад третейской группы ограничивается кратким описанием дела и указанием, что решение достигнуто.
Для повышения эффективности процедуры срок, в течение которого третейская группа рассматривает дело, начиная с даты учреждения группы и наделения ее полномочиями и до даты, когда окончательный доклад направляется сторонам спора, как правило, не должен превышать шести месяцев. В срочных случаях, включая случаи, когда речь идет о скоропортящихся товарах, третейская группа стремится представить свой доклад сторонам спора в течение трех месяцев.
Если третейская группа считает, что она не может представить доклад в течение шести месяцев (или в течение трех месяцев - в срочных случаях), она в письменной форме информирует ОРС о причинах этой задержки и указывает, в какие сроки она предполагает представить свой доклад. Период с даты учреждения третейской группы до распространения доклада среди участников спора ни в коем случае не должен превышать девяти месяцев.
В рамках консультаций относительно меры, принятой развивающейся страной - членом ВТО, стороны могут договориться о продлении сроков рассмотрения дела третейской группой. Если по истечении указанного срока стороны, участвующие в консультациях, не могут договориться о том, что консультации завершились, председатель ОРС после консультаций со сторонами решает, продлить ли соответствующий период и если продлить, то на какой срок. Кроме того, рассматривая жалобу против развивающейся страны - члена ВТО, третейская группа предоставляет достаточный срок развивающейся стране - члену ВТО для подготовки и представления ее аргументации.
В случае, когда одна или несколько сторон являются развивающимися странами - членами ВТО, в докладе третейской группы четко указывается, каким образом были учтены соответствующие положения о дифференцированном и более благоприятном режиме для развивающихся стран - членов ВТО, являющихся участниками охваченных соглашений, на которые ссылались развивающиеся страны - члены ВТО в ходе процедуры по урегулированию спора.
Третейская группа по просьбе стороны, подавшей жалобу, может приостановить свою работу в любое время на период не свыше 12 месяцев. В случае такого приостановления сроки продлеваются на период времени, в течение которого работа была приостановлена. Если работа третейской группы была приостановлена более чем на 12 месяцев, полномочия на учреждение третейской группы теряют силу.
Обсуждения в третейской группе являются конфиденциальными. Доклады третейских групп составляются без присутствия сторон спора в свете полученной информации и сделанных заявлений.
После рассмотрения заявлений, представленных с целью опровержения, и устных аргументов третейская группа направляет сторонам спора описательные (содержащие факты и аргументы) разделы проекта доклада. В течение срока, установленного третейской группой, стороны представляют свои замечания в письменном виде.
По истечении срока, установленного для получения замечаний от сторон спора, третейская группа направляет сторонам предварительный доклад, включая описательные разделы, а также свои выводы и заключения. В течение срока, установленного третейской группой, сторона может обратиться к третейской группе с письменной просьбой рассмотреть определенные аспекты предварительного доклада до распространения окончательного доклада среди участников спора. По просьбе стороны третейская группа проводит дополнительную встречу со сторонами по вопросам, обозначенным в письменных замечаниях. Если никакие замечания не поступили от сторон в течение отведенного для этого срока, предварительный доклад рассматривается как окончательный доклад третейской группы и сразу же распространяется среди участников спора.
Выводы окончательного доклада третейской группы включают обсуждение аргументов, высказанных на стадии предварительного рассмотрения. Предварительное рассмотрение проводится в течение срока рассмотрения дела третейской группой.
В соответствии со статьей 16 ДРС, чтобы предоставить достаточное время для рассмотрения докладов третейских групп, эти доклады до истечения 20 дней с даты, когда они были распространены среди участников спора, не обсуждаются ОРС с целью принятия.
Члены ВТО, имеющие возражения по поводу доклада третейской группы, представляют для распространения письменное изложение причин, объясняющих их возражения, по крайней мере за 10 дней до заседания ОРС, на котором будет рассматриваться доклад третейской группы.
Стороны спора имеют право в полной мере участвовать в рассмотрении доклада третейской группы в ОРС, и их мнения должны быть зафиксированы полностью.
В течение 60 дней с даты распространения доклада третейской группы доклад принимается на заседании ОРС, если какая-либо из сторон спора официально не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию или если ОРС не решит на основе консенсуса не принимать доклад. Если сторона уведомила о своем решении подать апелляцию, доклад третейской группы не рассматривается ОРС с целью принятия до завершения процедуры апелляции. Процедура принятия не наносит ущерба праву членов на отражение их мнений в докладе третейской группы.
Рассмотрение апелляции Апелляционным органом
На доклад третейской группы может быть подана апелляция в Апелляционный орган. Порядок образования Апелляционного органа установлен в статье 17 ДРС.
Постоянный Апелляционный орган учреждается ОРС. Апелляционный орган рассматривает апелляции по делам, рассмотренным третейскими группами. Он состоит из семи лиц, из которых по любому одному делу выполняют свои функции трое. Лица, входящие в Апелляционный орган, выполняют свои функции в порядке ротации. Такая ротация определяется процедурой работы Апелляционного органа.
ОРС назначает лиц для выполнения функций Апелляционного органа на четырехлетний срок, и каждое лицо может быть назначено повторно еще на один срок. Однако срок полномочий трех лиц, определяемых по жребию из числа семи лиц, назначенных сразу после вступления в силу Соглашения о ВТО, истекает через два года. Вакансии заполняются по мере их появления. Лицо, назначенное на место лица, срок полномочий которого не истек, выполняет эти полномочия в течение срока, не использованного его предшественником.
Апелляционный орган состоит из лиц, обладающих признанным авторитетом, которые доказали свою компетентность в области права, международной торговли и в общих вопросах, входящих в сферу охваченных соглашений. Они не должны быть связаны ни с каким правительством. Состав Апелляционного органа должен широко отражать членский состав ВТО. Все лица, выполняющие функции Апелляционного органа, должны быть готовы выполнять свои обязанности в любое время сразу после уведомления и быть в курсе деятельности по урегулированию споров и другой соответствующей деятельности ВТО. Они не должны участвовать в рассмотрении никаких споров, которые могут прямо или косвенно привести к конфликту интересов.
Только стороны спора, но не третьи стороны могут подать апелляцию на доклад третейской группы. Третьи стороны, которые уведомили ОРС о существенном интересе в рассматриваемом деле, могут сделать письменные заявления, и им должна быть предоставлена возможность быть заслушанными Апелляционным органом.
По общему правилу продолжительность рассмотрения апелляции не превышает 60 дней с даты, когда какая-либо сторона спора официально уведомляет о своем решении подать апелляцию, до даты распространения доклада Апелляционного органа. Если Апелляционный орган считает, что он не сможет представить доклад в течение 60 дней, он уведомляет ОРС в письменном виде о причинах задержки, а также о предположительном сроке представления своего доклада. Ни в каком случае рассмотрение апелляции не должно продолжаться более 90 дней.
Апелляция ограничивается правовыми вопросами, которые обозначены в докладе третейской группы, и юридическим толкованием, данным третейской группой.
В случае необходимости Апелляционному органу оказывается соответствующая административная и юридическая поддержка.
Расходы лиц, выполняющих функции Апелляционного органа, включая расходы на поездки и проживание, покрываются из бюджета ВТО в соответствии с нормами, устанавливаемыми Генеральным Советом на основе рекомендаций Комитета по бюджету, финансам и административным вопросам.
Процедура рассмотрения апелляции разрабатывается Апелляционным органом при консультативном участии Председателя ОРС и Генерального директора и доводится до сведения участников спора.
Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады Апелляционного органа составляются без участия сторон спора исходя из представленной информации и сделанных заявлений.
Мнения, выраженные в докладе Апелляционного органа лицами, участвующими в работе этого органа, являются анонимными.
Апелляционный орган может подтвердить, изменить или отменить правовые выводы и заключения третейской группы.
Доклад Апелляционного органа принимается ОРС и, безусловно, признается сторонами спора, если только ОРС на основе консенсуса не решит не принимать доклад Апелляционного органа в течение 30 дней после его распространения среди участников спора. Процедура принятия не наносит ущерба праву членов на отражение их мнений в докладе Апелляционного органа.
Статьей 19 ДРС установлено, что, если третейская группа или Апелляционный орган приходят к выводу, что какая-либо мера не соответствует охваченному соглашению, они рекомендуют заинтересованному члену ВТО привести эту меру в соответствие с данным соглашением. В дополнение к своим рекомендациям третейская группа или Апелляционный орган могут предложить заинтересованному члену ВТО способы выполнения рекомендаций.
Третейская группа и Апелляционный орган в своих выводах и рекомендациях не могут расширять или сужать объем прав и обязательств, предусмотренных охваченными соглашениями.
Принятие и исполнение решений
Статьей 20 ДРС установлены сроки для принятия решений ОРС. Если иное не согласовано сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы ОРС и датой рассмотрения ОРС доклада третейской группы или Апелляционного органа с целью его принятия, как правило, не должен превышать девяти месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция, или 12 месяцев, если на доклад подана апелляция.
На заседании ОРС, проводимом в течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член ВТО информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС. Если практически невозможно немедленно учесть рекомендации и решения, то заинтересованный член ВТО должен иметь в своем распоряжении разумный период времени, чтобы сделать это. Разумным периодом времени является:
(a) период, предложенный заинтересованным членом ВТО, если такой период одобрен ОРС; или при отсутствии такого одобрения,
(b) период, взаимно согласованный сторонами спора в пределах 45 дней с даты принятия рекомендаций и решений; или при отсутствии такого соглашения,
(c) период, определенный путем обязывающего арбитража в течение 90 дней с даты принятия рекомендаций или решений. В таком арбитраже арбитр должен исходить из принципа, что разумный период времени для выполнения рекомендаций третейской группы или Апелляционного органа не должен превышать 15 месяцев с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа. Однако этот период в зависимости от конкретных обстоятельств может быть короче или длиннее.
Период с даты учреждения третейской группы ОРС до даты определения разумного периода времени, как правило, не должен превышать 15 месяцев, если только стороны спора не договариваются об ином. В случаях, когда либо третейская группа, либо Апелляционный орган ставят вопрос о продлении срока представления доклада, к 15-месячному периоду добавляется дополнительный срок; при этом, если стороны спора не договорятся о наличии исключительных обстоятельств, общий срок не должен превышать 18 месяцев.
Если имеются расхождения во мнениях в отношении наличия или сопоставимости с охваченным соглашением мер, принятых с целью выполнения рекомендаций и решений, такой спор решается путем использования настоящих процедур разрешения споров, включая по возможности использование первоначальной третейской группы. Третейская группа распространяет свой доклад в течение 90 дней с даты передачи ей данного дела. Если третейская группа считает, что она не сможет представить свой доклад в этот срок, она уведомляет ОРС в письменном виде о причинах задержки и предполагаемом сроке представления своего доклада.
ОРС осуществляет контроль за выполнением принятых рекомендаций или решений. Вопрос о выполнении рекомендаций или решений может быть поднят в ОРС любым членом ВТО в любое время после их принятия. Если только ОРС не решит иначе, вопрос о выполнении рекомендаций или решений включается в повестку дня заседания ОРС через шесть месяцев с даты определения разумного периода времени в соответствии с пунктом 3 статьи 21 ДРС и остается в повестке дня ОРС до решения данного вопроса. По крайней мере за 10 дней до каждого такого заседания заинтересованный член ВТО представляет в ОРС формальный доклад в письменном виде о ходе выполнения рекомендаций или решений.
Если вопрос поднят развивающейся страной - членом ВТО, ОРС рассматривает вопрос о том, какие дальнейшие действия, которые он мог бы предпринять, были бы надлежащими в данных обстоятельствах.
Если дело возбуждено развивающейся страной - членом ВТО, то, рассматривая вопрос о том, какие надлежащие действия могли бы быть предприняты, ОРС учитывает не только торговлю, которую затрагивают меры, являющиеся предметом жалобы, но и влияние этих мер на экономику заинтересованной развивающейся страны - члена ВТО.
Статьей 22 ДРС установлен порядок предоставления компенсаций и приостановления уступок или других обязательств. Такие действия являются временными мерами, к которым можно прибегать в случае, когда рекомендации и решения не выполняются в течение разумного периода времени. Однако ни компенсация, ни приостановление уступок или других обязательств не являются более предпочтительными, чем выполнение в полном объеме рекомендации о приведении меры в соответствие с охваченными соглашениями. Компенсация является добровольной и в случае предоставления должна соответствовать охваченным соглашениям.
Если член ВТО, которого это касается, не приводит меру, рассматриваемую как не соответствующую охваченному соглашению, в соответствии с ним или иным образом не выполняет рекомендации и решения в течение разумного периода времени, то такой член ВТО должен, если его об этом попросят, начать не позднее чем по истечении разумного периода времени переговоры с любой стороной, прибегнувшей к процедурам урегулирования споров, с целью определения взаимоприемлемой компенсации. Если удовлетворительная компенсация не согласована в течение 20 дней с даты истечения разумного периода времени, любая сторона, прибегнувшая к процедурам урегулирования споров, может попросить ОРС дать разрешение на приостановление применения к члену ВТО, которого это касается, уступок или других обязательств по охваченным соглашениям.
Рассматривая вопрос о приостановлении тех или иных уступок или других обязательств, сторона, подавшая жалобу, принимает во внимание следующее:
- общим принципом является то, что стороне, подавшей жалобу, вначале следует стремиться к приостановлению уступок или других обязательств в том же секторе (секторах), в котором(ых) третейская группа или Апелляционный орган обнаружили нарушение либо другое аннулирование или сокращение выгод;
- если указанная сторона считает, что приостановление уступок или других обязательств в том же секторе (секторах) является невозможным, то она может стремиться к приостановлению уступок или других обязательств в других секторах в рамках того же соглашения;
- если указанная сторона считает, что приостановление уступок или других обязательств в других секторах в рамках того же соглашения является невозможным или неэффективным, а обстоятельства достаточно серьезны, то она может стремиться к приостановлению уступок или других обязательств в рамках другого охваченного соглашения.
Уровень приостановления уступок или других обязательств, разрешенный ОРС, должен соответствовать уровню аннулирования или сокращения выгод.
ОРС не разрешает приостановление уступок или других обязательств, если охваченное соглашение запрещает такое приостановление.
В случае непредоставления взаимоприемлемой компенсации ОРС по запросу дает разрешение приостановить применение уступок или других обязательств в течение 30 дней с даты истечения разумного периода времени, если только ОРС не решит на основе консенсуса отклонить просьбу. Однако, если член ВТО, которого это касается, возражает против предлагаемого уровня приостановления или утверждает, что принципы и процедуры приостановления уступок не были соблюдены, когда сторона, подавшая жалобу, запрашивала разрешение приостановить уступки или другие обязательства, дело передается в арбитраж. Такой арбитраж проводится первоначальной третейской группой при наличии ее членов или арбитром, назначаемым Генеральным директором, и завершается в течение 60 дней с даты истечения разумного периода времени. Уступки или другие обязательства не должны приостанавливаться в процессе арбитража.
Арбитр не рассматривает характер уступок или других обязательств, которые приостанавливаются, но определяет, соответствует ли уровень такого приостановления уровню аннулирования или сокращения выгод. Арбитр может также определить, разрешается ли охваченным соглашением предполагаемое приостановление уступок или других обязательств. Однако если дело, переданное в арбитраж, включает жалобу на несоблюдение принципов и процедур приостановления уступок, то арбитр рассматривает эту жалобу. В случае, если арбитр установит, что эти принципы и процедуры не соблюдались, сторона, подавшая жалобу, применяет их в установленном порядке. Стороны признают решение арбитра как окончательное, и стороны, которых это касается, не должны стремиться к повторному арбитражу. ОРС безотлагательно уведомляется о решении арбитра и по запросу дает разрешение приостановить уступки или другие обязательства в случае, когда просьба соответствует решению арбитра, если только ОРС не решит на основе консенсуса отклонить просьбу.
Приостановление уступок или других обязательств носит временный характер и применяется лишь до тех пор, пока мера, рассматриваемая как не соответствующая охваченному соглашению, не будет отменена, или член ВТО, который должен выполнять рекомендации или решения, не предложит решения, касающегося аннулирования или сокращения выгод, или не будет достигнуто взаимоудовлетворяющее решение. ОРС продолжает осуществлять контроль за выполнением принятых рекомендаций или решений, включая такие случаи, когда компенсация была предоставлена либо были приостановлены уступки или другие обязательства, но рекомендации привести меру в соответствие с охваченными соглашениями не были выполнены.
Положения охваченных соглашений, относящиеся к урегулированию споров, могут применяться в отношении мер, касающихся соблюдения указанных соглашений, принятых региональными или местными правительствами или властями на территории члена ВТО. Если ОРС решил, что какое-либо положение охваченного соглашения не соблюдалось, несущий ответственность член ВТО с целью обеспечения его соблюдения должен принять такие разумные меры, которые имеются в его распоряжении. Положения охваченных соглашений и настоящей договоренности, касающиеся компенсации и приостановления уступок или других обязательств, применяются в случаях, когда невозможно обеспечить такое соблюдение.
Альтернативные способы разрешения споров в ВТО
Помимо общеустановленного порядка разрешения споров статья 5 ДРС предусматривает возможность обращения к альтернативным способам разрешения споров, в качестве которых могут выступать добрые услуги, согласительная процедура и посредничество.
Добрые услуги, согласительная процедура и посредничество являются процедурами, которые применяются добровольно, если стороны спора договорятся об этом.
Разбирательства с использованием добрых услуг, согласительной процедуры и посредничества и, в частности, позиции сторон спора, занятые ими в ходе этих разбирательств, являются конфиденциальными и не наносят ущерба правам сторон при любом дальнейшем разбирательстве на основе этих процедур.
Добрые услуги, согласительная процедура или посредничество могут быть запрошены в любое время любой стороной спора. Они могут быть начаты и прекращены в любое время. Когда процедура добрых услуг, согласительная процедура или процедура посредничества прекращены, сторона, подавшая жалобу, может затем обратиться с просьбой об учреждении третейской группы.
Когда стороны спора прибегли к добрым услугам, согласительной процедуре или посредничеству в пределах 60 дней с даты получения просьбы о консультациях, сторона, подавшая жалобу, должна подождать истечения 60-дневного срока, отсчитываемого с даты получения просьбы о консультациях, прежде чем попросить об учреждении третейской группы. Сторона, подавшая жалобу, может просить об учреждении третейской группы в течение указанного 60-дневного периода, если стороны спора совместно сочтут, что добрые услуги, согласительная процедура или посредничество не смогли привести к урегулированию спора.
Если стороны спора договорятся об этом, добрые услуги, согласительная процедура или посредничество могут продолжаться, когда началось разбирательство в третейской группе.
Генеральный директор может, действуя ex officio, предложить добрые услуги, согласительную процедуру или посредничество с целью оказания содействия сторонам в урегулировании спора.
В качестве самостоятельного способа альтернативного разрешения споров в рамках ВТО в статье 25 ДРС указывается арбитраж.
Ускоренный арбитраж в рамках ВТО как альтернативный способ урегулирования спора может облегчить урегулирование некоторых споров, касающихся вопросов, которые четко определены обеими сторонами. Если иное не предусмотрено в ДРС, арбитраж используется по взаимному согласию сторон, которые договариваются о процедуре его проведения. Соглашения об арбитраже доводятся до сведения всех членов ВТО достаточно заблаговременно до начала самого арбитражного процесса. Другие члены ВТО могут стать сторонами арбитражной процедуры только с согласия сторон, которые договорились об использовании арбитража. Стороны процедуры соглашаются придерживаться решения арбитража. О решениях арбитража должны уведомляться ОРС и Совет или Комитет соответствующего соглашения, где любой член ВТО может поднять любой вопрос в связи с этим.