А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 20 марта 2015 г.
Термин "иммунитет" происходит от лат. immunis (свободный от чего-либо, освобожденный) и immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
Под иммунитетом понимается "совокупность юридических принципов и норм, в соответствии с которыми иностранное государство может заявлять право на изъятие из-под юрисдикции иностранного государства, приостановление осуществления или неподчиненность юрисдикции другого государства" <1>.
--------------------------------
<1> Steinberger, H. State immunity / H.Steinberger // Encyclopedia of Public International Law. - 1987. - N 10. - P. 428.
Доктрина выделяет три вида иммунитета иностранного государства:
- судебный иммунитет;
- иммунитет от предварительного обеспечения иска;
- иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
Совокупность всех трех видов иммунитета образует юрисдикционный иммунитет иностранного государства.
Судебный иммунитет предполагает, что:
"1) ни одно государство не может принудить иностранное государство выступать в качестве ответчика в судах первого государства;
2) иностранное государство подсудно судам другого государства, только если иностранное государство ясно выразило согласие на это;
3) ни одно государство не может отказать иностранному государству в праве выступать истцом в судах первого государства" <2>.
--------------------------------
<2> Хлестова, И.О. Иммунитет иностранного государства и международный коммерческий арбитраж / И.О.Хлестова // Междунар. коммерч. арбитраж. - 2004. - N 3. - С. 6.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что "в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто каким-либо принудительным мерам, например аресту, секвестру со стороны другого государства. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения предполагает, что недопустимо обращать на имущество иностранного государства меры принудительного исполнения судебного решения" <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
В соответствии с положениями части первой статьи 239 Хозяйственного кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) иностранное государство, выступающее в качестве суверена, обладает судебным иммунитетом от предъявленного к нему иска в суде, рассматривающем экономические дела, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отношению к нему судом, рассматривающим экономические дела, мер по обеспечению иска и имущественных интересов.
Отметим, что вышеуказанная норма статьи 239 ХПК содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства. Иммунитет предоставляется только в тех случаях, когда государство выступает в качестве суверена. В такой ситуации экономическим судам необходимо выяснять характер отношений, в которые вовлечен иностранный участник, обладающий иммунитетом.
Для определения возможности применения норм о предоставлении иммунитета иностранному государству необходимо выяснить, что следует понимать под термином "государство".
Основным международно-правовым документом, регулирующим вопросы предоставления иммунитета при разрешении коммерческих споров, является Конвенция ООН "О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности" (принята в г. Нью-Йорке 02.12.2004) (далее - Конвенция ООН 2004 года) <4>.
--------------------------------
<4> Республика Беларусь участницей Конвенции ООН 2004 года не является.
В ст. 2 Конвенции ООН 2004 года содержится определение понятия "государство", которое означает:
1) государство и его различные органы управления;
2) составные части федеративного государства, его политические подразделения, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;
3) учреждения, институции, организации в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;
4) представители государства, действующие в этом качестве.
Понятие "государство" охватывает все иностранные государства независимо от формы правления.
Представляется важным отметить, что при рассмотрении вопроса о предоставлении иностранному государству иммунитета в экономическом суде Республики Беларусь в случае возникновения спорных ситуаций суды должны активно использовать свое право на обращение в компетентные органы за заключением по следующим вопросам: является ли сторона, в отношении которой возникает вопрос о юрисдикционном иммунитете, иностранным государством; имела ли место деятельность по осуществлению суверенной власти государства, а также по иным вопросам, связанным с применением норм о предоставлении иммунитета иностранному государству (международной организации).
При решении вопроса о предоставлении иммунитета иностранному государству главным является вопрос о разграничении действий государства на частноправовые и осуществляемые в качестве суверена.
Главными критериями, разграничивающими действия государства на осуществляемые в качестве носителя суверенной власти (jure imperii) и в качестве частного лица (jure gestionis), являются критерий характера (правовой природы) действий государства и критерий цели действий.
Так, например, размещение одним государством в находящейся в другом государстве частной фирме заказа на постройку военного судна рассматривается как действие jure imperii. Согласно второму из критериев характер такого действия является определяющим. В случае такого подхода тот же заказ рассматривается как действие jure gestionis. Таким образом, в соответствии со вторым критерием действия, носящие форму традиционного коммерческого контракта, рассматриваются в качестве действий jure gestionis <5>.
--------------------------------
<5> Кравченко, О. Юрисдикционный иммунитет государства: абсолютный или ограниченный? / О.Кравченко // Журн. междунар. права и междунар. отнош. - 1998. - N 1. - С. 50.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции ООН 2004 года иностранное государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции суда другого государства при разбирательстве относительно коммерческой сделки. Под коммерческой сделкой понимаются:
а) любой коммерческий контракт или сделка купли-продажи товаров или о предоставлении услуг;
б) любой контракт о займе или иная сделка финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсации в отношении любого такого займа или сделки;
в) любой иной контракт или сделка финансового, коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.
К коммерческим сделкам Конвенция ООН 2004 года относит все виды сделок купли-продажи товаров, предоставления услуг, договоры займа, кредитные договоры, предоставление государством гарантий при осуществлении сделок физическими и юридическими лицами.
Для определения коммерческого характера сделки в Конвенции ООН 2004 года используются два критерия: первый - природа сделки, второй - цель, если:
а) стороны договорились об этом;
б) согласно практике государства суда эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки.
Представляется, что при рассмотрении экономического спора с участием иностранного государства и возникновении необходимости предоставления участнику экономического спора судебного иммунитета экономическому суду необходимо определить правовую природу и цель сделки.
В случае сопоставления хотя бы одного из указанных критериев с осуществлением государством своих суверенных функций требование о предоставлении судебного иммунитета должно подлежать удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 ХПК "обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства...".
Таким образом, меры по исполнению судебного решения могут применяться в случае добровольного согласия иностранного государства на осуществление принудительных мер, выраженного в международном соглашении, в письменном контракте или в заявлении в ходе судебного разбирательства по конкретному делу. Одно лишь согласие иностранного государства на осуществление юрисдикции еще не предполагает его согласия на применение принудительных мер в отношении его собственности по решению суда. Для применения мер по исполнению или обеспечению судебного решения суд должен получить отдельное согласие иностранного государства.
Частью второй статьи 239 ХПК установлено, что судебный иммунитет международных организаций определяется международными договорами Республики Беларусь.
В отличие от государств международным организациям иммунитеты предоставляются лишь на основе соответствующих записей об этих льготах в международных договорах, уставах и соглашениях о штаб-квартире международной структуры. В уставах этих образований, как правило, формируется лишь принцип предоставления иммунитета, в то время как его содержание раскрывается в соглашениях о штаб-квартире. На практике содержание иммунитетов международных организаций оказывается строго функциональным и связанным с целями и компетенцией этих образований. Такое прочтение иммунитетов международных органов расширительному толкованию не подлежит <6>.
--------------------------------
<6> Нешатаева, Т.Н. О судебных иммунитетах / Т.Н.Нешатаева // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - N 9. - С. 57 - 58.
В соответствии с положениями части третьей статьи 239 ХПК отказ от судебного иммунитета осуществляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства или правилами международной организации. В случае оформления отказа от иммунитета суд, рассматривающий экономические дела, в Республике Беларусь рассматривает дело в порядке, установленном ХПК.
Иностранные государства и международные органы могут сделать заявление об отказе от своего иммунитета как в целом, так и в части. Заявление об отказе от своего иммунитета может быть сделано, во-первых, при заключении внешнеэкономической сделки, во-вторых, при возникновении спора и решении вопроса о способе разрешения конфликта.
Согласно внутренним правилам международных организаций правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лица международной организации, прежде всего ее генеральный секретарь (директор), который может передать это право согласно особой доверенности иным лицам <7>.
--------------------------------
<7> Там же. - С. 58 - 59.
Согласие на рассмотрение спора в отношении иностранного государства, выраженное в письменной форме, должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства на отказ от судебного иммунитета, и не может быть отозвано, за исключением случаев, когда допустимость отзыва такого согласия прямо предусмотрена соглашением с другой стороной, участвующей в деле.
Предоставление полномочий на отказ от юрисдикционного иммунитета должно регулироваться в том же порядке, что и предоставление полномочий на заключение договора.
Порядок предоставления полномочий на отказ от юрисдикционного иммунитета в зависимости от вида договора должен соответствовать положениям законодательства, регулирующего порядок заключения такого договора.
Согласие иностранного государства на отказ от судебного иммунитета должно распространяться на все стадии судебного разбирательства.