При подготовке настоящей статьи использовалась справочная информация, размещенная на официальном сайте Всемирной торговой организации: www.wto.org.
А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 4 сентября 2013 г.
15 апреля 1994 г. в г. Марракеше по результатам проведения Уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 (далее - ГАТТ), было подписано Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Соглашение).
Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность 1 января 1995 г. Штаб-квартира ВТО расположена в г. Женеве, Швейцария. Официальными языками ВТО являются: английский, французский, испанский.
Помимо непосредственно текста Соглашения неотъемлемыми частями Соглашения являются:
- многосторонние торговые соглашения, содержащиеся в приложении 1 к Соглашению:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года;
Соглашение по сельскому хозяйству (Agreement on Agriculture);
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures);
Соглашение по текстилю и предметам одежды (Agreement on Textiles and Clothing);
Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade);
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Agreement on Trade-Related Investment Measures);
Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement of Tariffs and Trade 1994);
Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Agreement on Implementation of Article VII of the General Agreement on Tariffs an Trade 1994);
Соглашение о досмотре грузов перед отправкой (Agreement on Preshipment Inspection);
Соглашение о правилах происхождения товаров (Agreement on Rules of Origin);
Соглашение о процедурах лицензирования импорта (Agreement of Import Licensing Procedures);
Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures);
Соглашение по специальным защитным мерам (Agreement of Safeguards) (приложение 1А);
Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement of Trade in Services) (приложение 1В);
Соглашение об аспектах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) (приложение 1С);
- торговые соглашения с ограниченным кругом участников (приложение 4):
Соглашение по торговле воздушными судами гражданского назначения (Agreement on Trade in Civil Aircraft);
Соглашение о правительственных закупках (Agreement on Government Procurement);
Соглашение по молоку (International Dairy Agreement);
Соглашение по мясу (International Bovine Meat Agreement);
- Понимание о правилах и процедурах относительно урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes) (приложение 2);
- Механизм обзора торговой политики (Trade Policy Review Mechanism) (приложение 3).
В соответствии с положениями преамбулы Соглашения в качестве главных целей создания ВТО - жизнеспособной и устойчивой многосторонней торговой системы можно выделить:
- повышение жизненного уровня, обеспечение полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса;
- расширение производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития;
- стремление к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития;
- обеспечение развивающимся странам и особенно наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с потребностями их экономического развития;
- сокращение тарифов и других препятствий в торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях.
Как указано в пункте 2 статьи III Соглашения, ВТО является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений, относящимся к соглашениям, которые содержатся в вышеуказанных приложениях.
Основными направлениями деятельности ВТО являются:
- переговоры о сокращении или ликвидации препятствий в торговле (импортные пошлины и другие барьеры в торговле) и согласование правил ведения международной торговли (например, антидемпинговые меры, субсидии, стандарты на продукцию и т.д.);
- администрирование и мониторинг применения согласованных правил ВТО по торговле товарами, торговля услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности;
- мониторинг и анализ торговой политики членов ВТО, а также обеспечение прозрачности региональных и двусторонних торговых соглашений;
- разрешение споров между членами ВТО, касающихся толкования и применения соглашений ВТО;
- создание потенциала развивающихся стран, чиновников правительства в вопросах международной торговли;
- содействие процессу присоединения стран, которые еще не являются членами организации;
- проведение экономических исследований, сбора и распространения данных о торговле в поддержку других основных направлений деятельности ВТО;
- просвещение общественности о ВТО, ее миссии и ее деятельности.
Руководящими принципами ВТО являются:
- стремление к открытости границ;
- гарантия соблюдения принципа наибольшего благоприятствования нации и сохранение недискриминационного режима среди членов ВТО;
- прозрачность при осуществлении своей деятельности.
ВТО считает, что открытие национальных рынков для международной торговли с обоснованными исключениями будет вносить вклад в устойчивое развитие, повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности, а также содействовать укреплению мира и стабильности. В то же время такое открытие рынка должно сопровождаться продуманной внутренней и международной политикой, способствующей экономическому росту и развитию в соответствии с потребностями и стремлениями каждого пользователя.
Структура ВТО установлена статьей IV Соглашения. Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей всех членов, которая проводится не менее одного раза каждые два года. Конференция министров имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из Многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в Марракешском соглашении и соответствующем Многостороннем торговом соглашении (следующая Конференция министров запланирована на декабрь 2013 г. (Бали, Индонезия)).
В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом, состоящим из представителей всех членов, который собирается по мере необходимости.
Генеральный совет также исполняет функции Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзора торговой политики.
В структуре ВТО также образуются Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которые действуют под общим руководством Генерального совета. Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за действием Многосторонних торговых соглашений, содержащихся в приложении 1A. Совет по торговле услугами осуществляет наблюдение за действием Генерального соглашения по торговле услугами от 15.04.1994 (в дальнейшем именуемого ГАТС). Совет по ТРИПС осуществляет наблюдение за действием Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 (в дальнейшем именуемого Соглашением по ТРИПС).
Кроме того, Конференция министров образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам.
Бюджет ВТО формируется за счет взносов стран-участниц. Размер взноса рассчитывается исходя из доли страны в мировой торговле. Например, взнос Соединенных Штатов Америки на 2013 год составил 22891095 швейцарских франков, а взнос Армении - 31280 швейцарских франков. Наименьший взнос в бюджет 2013 года составил 29325 швейцарских франков (определен для целого ряда стран). Страны-наблюдатели ежегодно платят в бюджет ВТО взнос в размере 50% минимальной ставки страны - члена ВТО.
Общий бюджет ВТО на 2013 год составляет 197203900 швейцарских франков.
Постоянно действующим органом ВТО является Секретариат, возглавляемый Генеральным директором. В настоящее время Генеральным директором ВТО является Роберто Азеведо (Бразилия) (с 01.09.2013). Штат Секретариата - 629 человек.
В соответствии с пунктом 1 статьи VIII Соглашения ВТО имеет статус юридического лица, каждый ее член предоставляет ей такую правоспособность, которая может быть ей необходима для выполнения ее функций.
ВТО, ее должностным лицам и представителям членов ВТО предоставляются такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы им для независимого выполнения их функций.
Решения в рамках ВТО принимаются путем консенсуса. В случае невозможности принятия решения консенсусом решение по рассматриваемому вопросу принимается голосованием. На заседаниях Конференции министров и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос (пункт 1 статьи IX Соглашения).
Конференция министров и Генеральный совет имеют исключительное право принимать решения о толковании Соглашения и Многосторонних торговых соглашений. В случае толкования Многостороннего торгового соглашения, содержащегося в приложении 1, они осуществляют свои полномочия на основе рекомендаций Совета, наблюдающего за действием такого Соглашения. Решение по толкованию принимается большинством в три четверти членов (пункт 2 статьи IX Соглашения).
Полноправными участниками ВТО являются государства, получившие этот статус путем первоначального членства при подписании Соглашения (члены-учредители) либо путем последующего присоединения к Соглашению.
В статье XI Соглашения указано, что договаривающиеся стороны ГАТТ 1947 года на дату вступления в силу Соглашения и европейские сообщества, принимающие Соглашение и Многосторонние торговые соглашения, Перечни уступок и обязательств которых приложены к ГАТТ 1994 года, и Перечни специфических обязательств которых приложены к ГАТС, становятся членами - учредителями ВТО.
От наименее развитых стран, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций, для вступления требовалось только принятие обязательств и уступок, совместимых с их индивидуальным развитием, финансовыми и торговыми потребностями или их административными и институциональными возможностями.
В соответствии с положениями статьи XII Соглашения любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений (например, Китайский Тайпей) и в других вопросах, предусмотренных в Соглашении и Многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО.
Процесс присоединения к ВТО начинается с представления официального письменного запроса для присоединения государства-заявителя. Это требование направляется в адрес Генерального совета, который создает Рабочую группу для изучения просьбы о присоединении и представления выводов о возможности присоединения для их дальнейшего подтверждения. Любой член ВТО может войти в состав Рабочей группы.
Государству-заявителю необходимо представить в Рабочую группу меморандум о своем внешнеторговом режиме. Данный меморандум является основным документом для изучения в рамках Рабочей группы.
Структура меморандума выглядит следующим образом.
1. Введение.
2. Экономика, экономическая политика и внешняя торговля.
3. Структура, способствующая созданию и проведению политики, затрагивающей внешнюю торговлю товарами и торговлю услугами.
4. Политика в отношении торговли товарами.
5. Торговый режим в отношении интеллектуальной собственности.
6. Торговый режим в отношении торговли услугами.
7. Институциональная база для торговых и экономических отношений с третьими странами.
Приложение 1. Статистика и публикации:
- основные экономические показатели;
- статистика внешней торговли;
- статистика государственных закупок.
Приложение 2. Сведения о законодательстве.
Приложение 3. Информация о процедурах импортного лицензирования.
Приложение 4. Информация об исполнении и администрировании соглашения о таможенной оценке.
Приложение 5. Информация о технических барьерах в торговле.
Приложение 6. Информация о торговле государственных предприятий и предприятий, пользующихся государственными льготами.
Приложение 7. Классификация сектора услуг.
Приложение 8. Перечень торговых соглашений.
По результатам изучения меморандума Рабочая группа формирует вопросы к государству-заявителю, на которые оно должно предоставить ответы.
После изучения всех аспектов внешнеторгового режима государства-заявителя наступает период многосторонних переговоров, в ходе которых определяются условия вступления государства-заявителя в ВТО. Данные условия включают в себя обязательства соблюдать правила и нормы ВТО, а также устанавливают временные переходные периоды для необходимых законодательных или структурные изменений.
В то же время государство-заявитель участвует в двусторонних переговорах с заинтересованными членами Рабочей группы по согласованию уступок и обязательств по доступу на рынок товаров и услуг. Результаты этих двусторонних переговоров объединяются в документе, который является частью окончательного "пакета присоединения".
Окончательный "пакет присоединения" состоит из трех документов, которые представляют результаты многосторонних и двусторонних переговоров. К ним относятся:
доклад Рабочей группы, содержащий краткую информацию о ходе и условиях вступления государства-заявителя в ВТО;
Протокол о присоединении;
условия доступа к рынкам товаров и услуг, согласованные между государством-заявителем и членами ВТО.
После одобрения членами Рабочей группы указанных документов они утверждаются в ходе официального заключительного заседания Рабочей группы.
Затем указанные документы представляются Генеральному совету или Конференции министров. Решения о присоединении принимаются большинством в две трети членов ВТО.
После утверждения государство-заявитель подписывает протокол о присоединении, заявляя, что оно принимает утвержденный "пакет присоединения", который подлежит ратификации в национальном парламенте в течение трех месяцев после подписания.
В течение тридцати дней после завершения процедуры ратификации государство-заявитель сообщает о выполнении внутригосударственных процедур в Секретариат ВТО. Таким образом, государство становится полноправным членом ВТО.
В настоящее время участниками ВТО являются 159 государств (в 2013 году в состав ВТО вошли Лаос, Таджикистан). Страны - члены ВТО участвуют в регулировании более 99% всей мировой торговли.
Стран, получивших статус наблюдателей, 25 (в том числе и Беларусь).
Как уже упоминалось выше, Генеральный совет ВТО выполняет функции Органа по проведению обзора торговой политики. Механизм обзора торговой политики установлен в приложении 3 к Соглашению.
Целью Механизма обзора торговой политики является содействие более совершенному соблюдению всеми членами правил, норм и обязательств, принятых в рамках ВТО, и, следовательно, более четкому функционированию многосторонней торговой системы путем достижения в ней большей гласности и понимания торговой политики и практики членов. Таким образом, Механизм обзора торговой политики дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Оценка, проводимая в рамках Механизма обзора торговой политики, по возможности производится на фоне более широких экономических нужд и потребностей развития, политики и целей соответствующего члена, а также с учетом внешних факторов. Однако основным назначением Механизма обзора торговой политики является исследование влияния торговой политики и практики члена на многостороннюю торговую систему.
Процедура проведения обзора установлена в секции С) Механизма обзора торговой политики. Торговая политика и практика всех членов подлежат периодическому рассмотрению. Влияние отдельных членов на функционирование многосторонней торговой системы, определяемое по их доле в мировой торговле в последнем представительном периоде, является решающим фактором при принятии решений о частоте проведения обзоров. Определенные таким образом первые четыре участника торговли (ЕС, США, Япония, Канада) являются предметом обзора каждые два года. Следующие 16 являются предметом обзора каждые четыре года. Другие члены являются предметом обзора каждые шесть лет, за исключением того, что для наименее развитых стран-членов может быть установлен более длительный период. При этом понимается, что обзор в отношении образований, имеющих общую внешнюю политику, распространяющуюся на нескольких членов, охватывает все компоненты политики, влияющие на торговлю, включая соответствующую политику и практику отдельных членов.
Генеральный совет в рамках выполнения функций Органа по обзору торговой политики в своей работе основывается на следующей документации:
a) полный доклад, представленный страной-членом или странами-членами, являющимися предметом обзора;
b) доклад, подготавливаемый Секретариатом под свою ответственность на основе имеющейся у него информации, а также информации, предоставленной соответствующей страной-членом или странами-членами. Секретариат должен стремиться уточнять у соответствующей страны-члена или стран-членов информацию, касающуюся их торговой политики и практики.
Доклады рассматриваемого члена и Секретариата вместе с протоколами соответствующего заседания Органа по обзору торговой политики публикуются безотлагательно после обзора. Указанные документы также направляются для сведения Конференции министров.
В целях обеспечения возможно более полной гласности каждый член регулярно отчитывается перед Органом по обзору торговой политики. Полные отчеты характеризуют торговую политику и практику, проводимые соответствующим членом или членами, составляются по согласованной форме, определяемой Органом по обзору торговой политики.
Орган по обзору торговой политики также проводит ежегодный общий обзор развития событий в международной торговой среде, которые оказывают воздействие на многостороннюю торговую систему. Этому обзору должен способствовать ежегодный доклад Генерального директора, отражающий главные стороны деятельности ВТО и выделяющий значительные политические проблемы, оказывающие воздействие на торговую систему.
В практике Органа по разрешению споров ВТО встречались случаи, когда стороны спора пытались аргументировать свою позицию на основании данных, изложенных в обзорах торговой политики ВТО. Так, в деле "Канада - Самолеты" Бразилия ссылалась на материалы, содержащиеся в докладе Секретариата ВТО от 1998 года по обзору торговой политики Канады, в котором указывалось, что программа помощи региональной авиационной промышленности "предоставляет экспортные гарантии проектам, считающимся частными финансовыми институтами слишком рискованными". На основании изложенного Бразилия "жаловалась" на помощь, предоставляемую Канадой своей региональной авиационной промышленности. При рассмотрении спора третейская группа указала на то, что в соответствии с положениями пункта i) секции А Механизма обзора торговой политики указанная в обзорах информация не предназначена служить основой для обеспечения конкретных обязательств. Кроме того, третейская группа отметила, что Бразилия не представила никаких доказательств того, что помощь, оказанная региональной авиационной промышленности от реализации указанной программы, должна рассматриваться в качестве запрещенной экспортной субсидии. В завершение третейская группа указала, что ни один из ее выводов в рамках данного дела не был основан на обзоре торговой политики Канады <2>.
--------------------------------
<2> http://wto.org/english/res_e/booksp_e/analytic_index_e/tprm_01_e.htm#P1B.