В связи с развитием свободного распространения информации в сети Интернет все чаще на первый план стала выходить тема ведения блогов. Как и в любой другой деятельности, в блогерстве порой возникают определенные трудности, которые связаны не только с его ведением, но и юридическим оформлением.
На сегодняшний день в правовой системе Республики Беларусь отсутствуют нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность блогеров. Однако, исходя из анализа белорусского законодательства, можно выделить следующие нюансы регистрации и ведения собственного блога.
Во-первых, требования законодательства о рекламе. Для блогера наиболее актуальны:
- требования о проведении рекламных игр, рекламных акций, гивевеях (их отличия, правила проведения и ответственность за допущеные нарушения);
- требования к рекламе определенных категорий продуктов (реклама алкогольных напитков, обучения за рубежом, БАДов, культурно-зрелищных мероприятий и т.д.);
- реклама товаров, работ, услуг самого блогера и их продажа.
Во-вторых, цель блогера, создавшего свой продукт, продать его и получить прибыль. Кроме вопроса налогообложения полученной прибыли необходимо обратить внимание и на способ продажи продукта. Платформа Инстаграм не является разрешенной площадкой для торговли. Отдельно у белорусского блогера должен существовать, например, интернет-магазин, в блоге лишь быть указана него ссылка. Легальный интернет-магазин может быть организован только на сайте продавца. При этом сайт должен быть зарегистрирован в БелГИЭ, а интернет-магазин в Торговом реестре МАРТ.
Телеграм-канал Управления оперативных мероприятий инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску постоянно публикует информацию о нарушениях блогерами данного направления законодательства и привлечения виновных к ответственности.
В-третьих, это защита интеллектуальной собственности и авторских прав. Все новые задумки и новые идеи блогера, использованные им для продвижения его аккаунта, воплощенные в жизнь совместно с другими людьми могут быть использованы исполнителями и далее в работе с другими блогерами. Для недопущения такой ситуации и защиты своих механизмов продвижения рекомендуем сотрудничать с другими лицами на основании заключенных договоров.
Что делают блогеры и чем занимаются?
- Съёмка контента различных форматов (stories, reels, TikTok) для официальных аккаунтов в сетях Instagram, TikTok, VK;
- Написание интересных и уникальных сценариев для роликов;
- Раскрутка и продвижение аккаунтов, общение с подписчиками через stories, видео-ответы на комментарии TikTok;
- Самостоятельный монтаж видео-контента;
- Проведение прямых эфиров;
Деятельность блогера, направленная на получение прибыли, должна быть официально зарегистрирована.
В законодательстве Республики Беларусь не содержится четкого определения такого вида деятельности, как «блогерство», однако положения, затрагивающие блогосферу, содержатся в Законе Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), а также в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №427-З «О средствах массовой информации».
Поскольку размещение и распространение информации в блоге предполагает собой, как правило, получение прибыли, такая деятельность подпадает под понятие предпринимательской. В соответствии с этим у блогеров возникает необходимость в регистрации своей деятельности, в противном случае – он не имеет права ее осуществлять.
Так, если деятельность связана с оказанием блогерских услуг, необходимо зарегистрироваться как ИП или юридическое лицо. При этом, код ОКЭД, как правило, - 73 110 «Деятельность по созданию рекламы». Информация, размещаемая в блоге, должна соответствовать Закону о рекламе. Стоит помнить, что несмотря на гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на информацию, существуют ограничения в ее использовании и размещении.
Юристы Юридической группы «Бюро 24» имеют обширный опыт в регистрации компании «под ключ».
Блогеру, осуществляющему предпринимательскую деятельность необходимо помнить об уплате налогов.
С точки зрения Закона о рекламе блогер может выступать в качестве:
· рекламодателя (рекламируя свой блог);
· рекламораспространителя (когда в своем блоге рекламирует что-либо);
· рекламопроизводителя (когда презентует свои продукты клиентам).
Рекламная деятельность является предпринимательской, соответтвенно возникает вопрос об особенностях налогообложения. Остановимся подробнее на налогообложении полученных доходов от блогерства.
Блогер имеет право осуществлять деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход, ставки налога 10 и 20 процентов, при соблюдении условий, указанных в статье 7 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. N 230-З "Об изменении законов по вопросам налогообложения". А именно: физическое лицо вправе применить налог на профессиональный доход в отношении деятельности по предоставлению места для рекламы в своих мобильных приложениях, если выполнение работ (оказание услуг) осуществляется по заказам иных физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и (или) организаций вне места нахождения заказчика (его филиала, иного обособленного структурного подразделения), территории или объекта, находящихся под контролем заказчика, с использованием для выполнения таких работ (оказания таких услуг) и передачи результатов выполненных работ (оказанных услуг) сети Интернет.
В качестве индивидуального предпринимателя
Под предпринимательской деятельность понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Под систематической или постоянной основой считается получение дохода:
· более чем от одного источника;
· более нескольких раз в году.
ИП блогер должен платить подоходный налог. Ставка подоходного налога для ИП в 2023 году составляет 20 процентов. Кроме этого, не забываем про уплату взносов в ФСЗН.
Команда профессионалов Юридической группы Бюро 24 имеет обширный опыт в регистрации компании «под ключ», и именно поэтому могут оказать Вам необходимую помощь в регистрации и сопровождение блогерской деятельности.