ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ и АДВОКАТСКОЕ БЮРО
Адрес:
220030 г. Минск, проспект Независимости, 11\2-222, 503 (БЦ отеля "Минск", пятый этаж)

ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ


А.Ю.КОРОЧКИН,
старший партнер Юридической группы "Бюро24", к.ю.н., доцент

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 18 декабря 2012 г.

В спорте большую роль играют спортивные судьи. От них зависит объективность результатов проведения спортивных соревнований. Представляется, что в обеспечении надлежащего уровня судейства спортивных соревнований не последнюю роль должны играть вопросы правового регулирования деятельности спортивных судей.
Согласно пункту 3 Положения о судьях по спорту, утвержденного постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.03.2008 N 7 (далее - Положение о судьях по спорту), судья по спорту - гражданин Республики Беларусь, уполномоченный лицом, проводящим спортивное соревнование, осуществлять контроль за соблюдением правил спортивных соревнований, определять победителей и фиксировать спортивные результаты.
Осуществлению спортивными судьями столь ответственной функции должно сопутствовать соответствующее материальное обеспечение спортивных судей: оплата судейства, расходов на проезд к месту проведения спортивных соревнований, питание, проживание и т.д.
Представляется, что порядок выплаты спортивным судьям соответствующих платежей должен закрепляться на уровне какого-либо договора между судьей и организатором проведения спортивного соревнования.
Попробуем разобраться, каким образом должно осуществляться договорное регулирование деятельности спортивных судей.
Действующее законодательство Республики Беларусь вопросы договорного регулирования деятельности спортивных судей обходит стороной. Соответствующих норм не содержится ни в Законе Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII "О физической культуре и спорте" (далее - Закон о физической культуре и спорте), ни в Положении о судьях по спорту.
Порядок оплаты деятельности судей регулируется приказом Государственного комитета Республики Беларусь по физической культуре и спорту от 24.10.1994 N 769, которым утверждено Положение о порядке проведения спортивных мероприятий и материального обеспечения их участников и судей в пределах Республики Беларусь (далее - Положение о порядке проведения спортивных мероприятий).
Указанным Положением предусмотрен ряд гарантий деятельности спортивных судей. Так, пунктом 3.6 Положения о порядке проведения спортивных мероприятий установлено, что судьям при наличии справки с места основной работы о неполучении ими заработной платы за время участия в соревнованиях заработная плата возмещается. Средняя заработная плата участникам спортмероприятий и судьям возмещается проводящими эти мероприятия организациями за дни соревнований, сборов и за время проезда к месту проведения указанных мероприятий за счет средств, выделенных на проведение указанных мероприятий из фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава (пункт 3.8 Положения о порядке проведения спортивных мероприятий). Положением о порядке проведения спортивных мероприятий также урегулированы вопросы обеспечения судей жильем, питанием на время проведения спортивных соревнований, возмещения расходов на проезд к месту проведения спортивного соревнования и обратно.
Отметим, что в Российской Федерации соответствующие положения находят свое закрепление в пункте 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором указано, что "организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях".
Порядок выплаты спортивным судьям денежного вознаграждения за обслуживание спортивных соревнований в Республике Беларусь урегулирован в разделе V Положения о порядке проведения спортивных мероприятий. Несмотря на указание, что такие выплаты осуществляются организациями, проводящими спортивные соревнования, в Положении о порядке проведения спортивных мероприятий отсутствует указание на договорную природу таких выплат.
Вместе с тем отсутствие надлежащего договорного регулирования деятельности спортивных судей может поставить под сомнение как предоставление определенных гарантий судьям, так и защиту прав организаторов спортивных соревнований от недобросовестных действий (бездействия) спортивных судей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона о физической культуре и спорте отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами и организациями физической культуры и спорта, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК), Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК), Законом о физической культуре и спорте и иными актами законодательства.
Исходя из содержания указанного пункта 2 статьи 32 Закона о физической культуре и спорте статьи отношения в сфере профессионального спорта могут регулироваться с помощью как трудовых, так и гражданско-правовых договоров. При этом исходя из специфики деятельности спортивных судей договоры с ними могут заключаться как на длительный период времени, так и на обслуживание конкретного спортивного мероприятия.
В настоящее время Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь проводится подготовка проекта новой редакции Закона о физической культуре и спорте. К сожалению, в проекте новой редакции Закона о физической культуре и спорте вопросы договорного регулирования деятельности спортивных судей также остались в стороне. Вместе с тем авторы названного проекта в статье 44 относят деятельность спортивных судей по обслуживанию спортивных соревнований к трудовой, определяя ее словом "труд".
Попробуем разобраться, может ли судейство осуществляться на основании трудового договора.
ТК четких ответов на данный вопрос не дает. Отсутствует какое-либо указание на деятельность спортивных судей и в проекте Закона о внесении изменений в ТК, которым предусматривается введение отдельной главы "Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров".
В соответствии со статьей 1 ТК трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.
Согласно части первой статьи 110 ТК рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Представляется, что не все спортивные судьи согласятся на заключение трудового договора с обязательством соблюдения внутреннего трудового распорядка организатора проведения спортивного соревнования. Непонятными остаются ответы на вопросы: что считать рабочим местом судьи - офис организатора проведения спортивного соревнования либо футбольное поле, что делать с судьей, если он более трех часов без уважительных причин не находится на своем рабочем месте?
Проблемные вопросы могут возникнуть также при выборе вида трудового договора для заключения со спортивным судьей краткосрочного соглашения.
Так, в соответствии со статьей 17 ТК трудовые договоры могут заключаться на:
1) неопределенный срок;
2) определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор);
3) время выполнения определенной работы;
4) время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняется место работы;
5) время выполнения сезонных работ.
Теоретически в качестве краткосрочных трудовых договоров могут выступать трудовые договоры, заключаемые на время выполнения определенной работы, либо договоры с временными работниками.
Вместе с тем в части третьей статьи 17 ТК указано, что трудовой договор на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно. В случае со спортивным судьей мы зачастую можем точно определить время окончания его деятельности по обслуживанию конкретного спортивного соревнования. Следовательно, полностью урегулировать заключение краткосрочного соглашения со спортивным судьей с помощью данного вида трудового договора невозможно.
Глава 23 ТК устанавливает особенности регулирования труда временных работников. Согласно статье 292 ТК временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев.
На временных работников, в том числе занятых на сезонных работах, распространяется действие законодательства о труде с изъятиями, установленными главой 23 ТК.
Особенности привлечения временных работников к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни определяются ст. 297 ТК.
Суть этих особенностей заключается в том, что временные работники, заключившие трудовой договор на срок не свыше шести дней, могут быть в пределах этого срока привлечены к работе в государственные праздники, праздничные (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни без их согласия.
На наш взгляд, представляется не совсем верным привлечение спортивных судей к судейству спортивных соревнований без их согласия только на основании воли организатора проведения соревнований без предварительного указания о необходимости осуществления такого судейства в договоре.
Кроме определения вида трудового договора для спортивного судьи существует еще одна практическая проблема в регулировании деятельности спортивного судьи с помощью заключения трудового договора. Данная проблема может возникнуть тогда, когда организаторы спортивных соревнований захотят пригласить для их обслуживания судью - гражданина (подданного) иностранного государства. Отметим, что такая практика довольно распространена в мире. Так, в соседней России известны случаи, когда принципиальные матчи Премьер-лиги по футболу обслуживали европейские рефери.
Вместе с тем для привлечения иностранного судьи на основании трудового договора необходимо наличие соответствующего заключения о возможности осуществления иностранцем, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и социальной защите в порядке, определенном соответствующей Инструкцией о порядке выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан либо лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 07.07.2011 N 63.
Представляется, что необходимость прохождения дополнительных административных процедур значительно уменьшит количество организаторов проведения спортивных соревнований, желающих привлекать иностранных судей на основании трудового договора.
Справедливости ради необходимо отметить, что определение в Положении о судьях по спорту судьи как гражданина Республики Беларусь устанавливает дополнительный барьер для использования широко распространенной в мире практики привлечения иностранных судей для обслуживания внутренних спортивных соревнований на территории Республики Беларусь.
С учетом того что деятельность спортивных судей должна регулироваться однообразно, вне зависимости от срока, на который заключается договор, представляется, что действующее трудовое законодательство Республики Беларусь на сегодняшний день не готово к адекватному регулированию деятельности спортивных судей путем заключения трудового договора.
В настоящее время в работе национальных федераций по видам спорта, которые являются самыми распространенными организаторами спортивных соревнований в Республике Беларусь, наработана определенная практика заключения гражданско-правовых договоров подряда со спортивными судьями, обслуживающими спортивные соревнования.
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 656 ГК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).
Допуская возможность существования практики заключения договоров подряда со спортивными судьями, полагаем, что возможность сдачи результата работы заказчику по договору подряда со стороны спортивного судьи также вызывает сомнения, так как остается не совсем понятным, что же считать результатом судейства: фиксирование конечного результата соревнований в протоколе или количество вмешательств судьи в процесс проведения соревнований.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 391 ГК установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 2 статьи 391 ГК).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность спортивных судей может регулироваться специальным договором, содержащим в себе различные элементы гражданско-правовых договоров (например, элементы договоров подряда, возмездного оказания услуг, поручения и т.д.).
Однако представляется более целесообразным введение в законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте отдельного специального вида договора - договора о деятельности профессионального судьи, природа которого будет основываться на основных началах гражданского законодательства.
При этом под профессиональным судьей предлагается понимать физическое лицо, имеющее специальную квалификацию, уполномоченное международной спортивной федерацией, федерацией (союзом, ассоциацией) по виду (видам) спорта, профессиональной спортивной организацией или организатором спортивных соревнований обеспечить соблюдение соответствующих правил и условий проведения спортивных соревнований, а также получающее в установленном порядке вознаграждение за осуществление указанной деятельности.
Постараемся представить, какие обязательные специфические элементы должны содержаться в таком договоре.
В договоре о деятельности профессионального судьи в качестве существенных, на наш взгляд, должны быть указаны следующие условия о (об):
сторонах договора;
вознаграждении судьи;
правах и обязанностях сторон;
обязательствах судьи по соблюдению спортивных правил (правил вида спорта), положений о соревнованиях, соблюдению принципа беспристрастности и прочем;
страховании здоровья судьи;
сроке действия договора;
ответственности сторон за невыполнение указанных в договоре обязательств.
Предметом договора может выступать деятельность судьи по обслуживанию официальных спортивных соревнований, а также участие в подготовке и проведении судейских семинаров, учебно-тренировочных сборов, иных мероприятий, направленных на повышение квалификации как судей, так и спортсменов, тренеров.
Отдельное внимание в содержании договора должно быть уделено правам и обязанностям сторон.
Прежде всего необходимо сказать о том, что в договоре о деятельности профессионального судьи могут быть закреплены общие права и обязанности судей, указанные в главе 8 Положения о судьях по спорту. Например, в договоре можно предусмотреть следующие обязанности спортивных судей:
- осуществлять судейство квалифицированно и беспристрастно, исключать ошибки, которые могут повлечь искажение результатов спортивных соревнований;
- в пределах прав и обязанностей, предусмотренных правилами соревнований по виду спорта, своевременно и профессионально решать возникшие в ходе спортивных соревнований вопросы, обеспечивать проведение спортивных соревнований на высоком организационном уровне;
- обеспечивать соблюдение требований техники безопасности при проведении спортивных соревнований;
- быть примером высокой культуры и организованности, исполнять обязанности судьи по спорту в судейской форме, установленной правилами соревнований по виду спорта;
- пропагандировать честную спортивную борьбу.
Среди обязанностей судьи, на наш взгляд, необходимо также закреплять обязанность о заблаговременном предупреждении организатора проведения соревнований о невозможности их обслуживания ввиду наличия заинтересованности в исходе матча, отсутствия беспристрастности по отношению к участникам спортивных соревнований.
В случае нарушения такой обязанности в договоре можно предусмотреть ответственность судьи в виде выплаты организатору спортивного соревнования денежного штрафа в определенном соглашением размере.
Среди прав организаторов проведения спортивных соревнований необходимо выделить право на проверку хода и оценку качества обслуживания судьей спортивного соревнования; право на расторжение договора и требование уплаты штрафа либо возмещения убытков в случае отказа судьи без уважительных причин от обслуживания спортивного соревнования.
Говоря о гарантиях деятельности спортивных судей необходимо упомянуть о необходимости закрепления в договоре обязанности организатора спортивного соревнования по страхованию жизни и здоровья судьи. Примеры получения спортивных травм судьями известны в футболе, хоккее и других видах спорта.
Также в договоре необходимо установить обязанность организатора спортивного соревнования по уплате с начисляемых судье выплат обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Представляется, что в договор о деятельности профессионального судьи может быть включена обязанность организатора спортивного соревнования по осуществлению подготовки (обучения), инструктажа судьи, повышения его квалификации за счет направления для участия на судейские семинары, учебно-тренировочные сборы и другие мероприятия в целях повышения квалификации и обмена опытом с другими судьями. Представляется, что данное положение будет особенно актуальным для начинающих судей.
В целях установления гарантий своевременной оплаты деятельности спортивного судьи в договоре целесообразно прописать обязанность организатора спортивного соревнования по уплате неустойки за каждый день просрочки платежа.
Представляется, что установление в договоре о деятельности профессионального судьи вышеуказанных положений позволит закрепить гарантии сторон договора и будет способствовать его надлежащей реализации.
Отметим, что все вышеизложенное в отношении спортивных судей является актуальным и для инспекторов, комиссаров, супервайзеров и иных лиц, осуществляющих контроль за правильностью проведения спортивных соревнований.
Полагаем, что необходимость создания специального правового регулирования порядка заключения договоров в сфере спорта актуальна не только для судей, но и для спортсменов, тренеров, спортивных агентов и других субъектов спортивных правоотношений. Наиболее привлекательным в данном аспекте представляется подготовка и принятие Спортивного кодекса с детальным регулированием вопросов порядка осуществления договорных правоотношений между субъектами спортивного права.

Адрес:
220030 г. Минск, проспект Независимости, 11\2-222, 503 (БЦ отеля "Минск", пятый этаж)