Не за горами уплата сбора за размещение (распространение) рекламы.
С 01 мая 2022 г. вступил в силу Указ № 131 от 31 марта 2022 г. «О развитии средств массовой информации», где прописано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, которые являются рекламодателями, будут обязаны уплачивать государству сбор за размещение (распространение) рекламы. Данное нововведение коснется рекламодателей (лиц, заказывающих услуги по размещению рекламы), поскольку именно на них возлагается обязанность по уплате данного сбора. Ставки сбора составят:
— 10 % от стоимости оказанных рекламных услуг (без НДС) ‒ при размещении наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах, в том числе внутри салонов транспорта общего пользования;
— 20 % от стоимости оказанных рекламных услуг (без НДС) ‒ во всех остальных случаях (размещение рекламы в сети Интернет, в печатных изданиях и др.).
Первым отчетным периодом в 2022 году, за который юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель должны отчитаться, является 2 квартал 2022 года. Расчет по сбору за размещение (распространение) рекламы представляется в налоговый орган по месту постановки организации (ИП) на учет. В расчете за 2 квартал 2022 г. отражаются показатели за май-июнь 2022 года. Срок представления расчета за 2 квартал 2022 года - не позднее 20 июля 2022 года, сроки уплаты не позднее 22 июля 2022 года.
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос: Если в октябре 2021 г. организация-рекламодатель выплатила рекламораспространителю аванс за оказание услуг по размещению рекламы. Данные услуги по факту были оказаны 26 мая 2022 г.?
Когда нужно исчислять данный сбор ?
Ответ: Так как сбор введен с 1 мая 2022 года, то соответственно базой для исчисления сбора размещения рекламы, является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по распространению рекламы без НДС. В нашей ситуации сбор за распространение рекламы надо исчислить, потому что услуги оказаны для рекламодателя в мае 2022 года.
Вопрос: Организация-рекламодатель не является плательщиком НДС. При этом организация, которая оказывала для организации-рекламодателя услуги по размещению рекламы, в акте оказанных услуг указала стоимость услуг по размещению рекламы без НДС, сумму НДС, стоимость услуг по размещению рекламы с НДС. Каким образом определить базу для исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы?
Ответ: Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора размещение (распространение) рекламы является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Получается, что сбор исчисляется со стоимости фактически оказанных для рекламодателя услуг за размещение рекламы без суммы НДС, предъявленной рекламодателю исполнителем такой услуги в первичном учетном документе и ЭСЧФ в соответствии со статьей 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, вне зависимости от того является ли рекламодатель плательщиком НДС или нет.
Нововведение не коснется, организаций, которые используют труд инвалидов, при численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30%, а также исправительных учреждений и республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний МВД. Также, если у вас отсутствует объект налогообложения по сбору, то представлять расчет и уплачивать сбор не требуется.
В продолжение вышенаписанному, с 2022 года введены ограничения по размещению рекламы. Создан государственный информационный ресурс «Реестр рекламораспространителей».
Ведение данного Реестра принадлежат Министерству антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Реестр размещен на официальном сайте МАРТ в открытом доступе. С 1 февраля 2022 года оказывать услуги по размещению рекламы субъектом (рекламораспространителем), не включенным в реестр, будет являться незаконным, соответственно оказание таких услуг будет запрещено.
Однако есть исключения, которым без включения в реестр, можно будет оказывать только те услуги по размещению рекламы, которые перечислены в приложении к Указу № 426.
К ним относятся:
- реклама посредством телефонной, телексной,
факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;
- реклама в зданиях (помещениях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
- реклама на бумажном носителе, не относящемся к печатному
средству массовой информации;
- реклама в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании;
- иная реклама, определенная Советом Министров Республики
Беларусь.
Включение сведений о рекламораспространителе в Реестр будет осуществляться на основании уведомления, направляемого рекламораспространителем на бумажном носителе нарочно в МАРТ.