РЕГИСТРАЦИЯ БИЗНЕСА /СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ/
Регистрация нового субъекта хозяйствования представляет собой многоступенчатый, поэтапно осуществляемый процесс, требующий определенной подготовительной работы. До момента обращения в соответствующие инстанции учредители нового юридического лица должны провести ряд процедур организационного характера и подготовить пакет соответствующей документации в соответствии с требованиями белорусского законодательства. Процедура регистрации субъектов хозяйствования закреплена в декрете № 1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования"
В качестве основных процедур можно выделить следующие:
1. Согласование с регистрирующим органом наименования коммерческой (некоммерческой) организации;
2. Определение предполагаемого местонахождения коммерческой (некоммерческой) организации;
3. Принятие решения о создании коммерческой (некоммерческой) организации.
4. Разработка учредительных документов;
5. Оплата государственной пошлины за регистрацию (в случае, если иное не предусмотрено законодательством).
в отношении юридических лиц, создаваемых собственником имущества – физическим лицом, – физическое лицо либо его представитель, действующие на основании доверенности;
в отношении юридических лиц, создаваемых учредителем – юридическим лицом, – руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительным документом действовать от имени организации, либо представитель учредителя, действующий на основании доверенности;
в отношении действующих юридических лиц – руководитель этого юридического лица, а также иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительным документом действовать от имени организации, либо его представитель, действующий на основании доверенности.
Согласовать наименование можно одним из следующих способов:
путем личного обращения заявителя в регистрирующий орган (заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность);
путем направления заявителем документов по почте;
путем предоставления заявителем электронных документов в установленном порядке (только для учредителей – граждан Республики Беларусь).
Процедура согласования наименования осуществляется бесплатно.
Решение о создании Унитарного предприятия оформляется решением учредителя, в отличии от решения о создании ООО или ОДО, оформляемого протоколом собрания учредителей и протоколом учредительного собрания.
Помимо решения о создании субъекта хозяйствования, на этом этапе также необходимо подготовить и утвердить его устав. Советуем подойти к данной процедуреочень ответственно, т.к. устав не должен содержать набор «выдержек» из нормативных правовых актов, а должен быть разработан непосредственно к каждому случаю индивидуально и содержать четкий порядок действий в том либо ином случае, что позволит снизит риски корпоративных споров.
Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь. Регистрирующий орган не выдает бланки заявлений для регистрации субъектов хозяйствования. Бланки заявлений можно скачать на сайте Минского городского исполнительного комитета – http://minsk.gov.by
При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.
Согласно Приложению №22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь размер государственной пошлины за осуществление соответствующих регистрационных процедур привязан к установленной базовой величине (БВ).
На сегодняшний день он составляет:
Государственная регистрация: |
|
1. коммерческой организации (за исключением коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также сельскохозяйственного производственного кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства) |
1 базовая величина |
2. коммерческой организации, в которой число учредителей-инвалидов превышает |
0,8 базовой величины |
3. изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), за исключением коммерческой организации, в которой число учредителей (участников) — инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также сельскохозяйственного производственного кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства |
2 базовые величины |
4. изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в которой число учредителей (участников) — инвалидов превышает 50 процентов, коммерческой организации, создаваемой организацией ветеранов, обществом инвалидов, а также сельскохозяйственного производственного кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства |
0,5 базовой величины |
5. некоммерческой организации (за исключением указанной в подпунктах 1.10 - 1.11 пункта 1 статьи 249 настоящего Налогового Кодекса) |
0,5 базовой величины |
6. изменений и (или) дополнений, вносимых в устав некоммерческой организации (за исключением указанных в подпунктах 1.10 - 1.11 пункта 1 статьи 249 настоящего Налогового Кодекса) |
0,25 базовой величины |
7. индивидуального предпринимателя |
0,5 базовой величины |
8. изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя |
0,25 базовой величины» |
Выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации коммерческой, некоммерческой организации, индивидуального предпринимателя – |
50% ставки установленной за государственную регистрацию соответствующего субъекта хозяйствования |
От уплаты государственной пошлины освобождаются организации и индивидуальные предприниматели - при внесении изменений и (или) дополнений в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) и изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в эти документы (п.п. 8.2. п. 8 ст. 257 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).
За государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями (участниками), применяются ставки государственной пошлины в размере установленной ставки, увеличенной на 20 процентов (п. 4. ст. 250 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).
Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
Национальным банком – банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством финансов – страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе расположенных в свободных экономических зонах и Китайско-Белорусском индустриальном парке;
Министерством юстиции – торгово-промышленных палат;
администрациями свободных экономических зон – коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
администрацией Китайско-Белорусского индустриального парка – коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей на территории Китайско-Белорусского индустриального парка, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
облисполкомами и Минским горисполкомом – коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, за исключением организаций, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом настоящего пункта;
облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами – субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором–седьмом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах.
Следует также упомянуть, что в соответствии с пунктом 4 декрета №1 государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя – по месту жительства.
При обращении за государственной регистрации коммерческой организации в регистрирующий орган подаются:
1. Заявление о государственной регистрации – в 1 экземпляре.
2. Устав (либо Учредительный договор) – в 2 экземплярах (без нотариального засвидетельствования).
3. Электронную копию Устава (либо Учредительного договора) – в формате .doc или .rtf.
4. Оригинал (либо копию) платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (в случае, если учредитель не освобождается от ее уплаты).
Кроме того, в случае, если учредителями являются иностранные организации либо физические лица, требуется предоставление следующей дополнительной документации:
1. Для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями – легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения), либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык – подпись переводчика нотариально удостоверяется.
2. Для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами – копия документа, удостоверяющего личность (с переводом на белорусский или русский язык) – подпись переводчика нотариально удостоверяется.
Стоит обратить внимание, что приведенные выше документы регистрирующий орган принимает в папке-скоросшивателе.
Регистрация осуществляется в день обращения. Зарегистрированными считаются:
юридическое лицо – с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
индивидуальный предприниматель – со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), – с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
изменения, вносимые в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, – со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» определяет порядок изготовления печати субъекта хозяйствования. Согласно данному нормативному акту наличие у юридического лица устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора; свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения никаких специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
После завершения процедуры государственной регистрации данные нового субъекта хозяйствования должны быть предоставлены в следующие структуры:
Государственную налоговую инспекцию соответствующего района;
Фонд социальной защиты населения;
БРУСП «Белгосстрах»;
Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
В соответствии с Декретом № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» постановка предприятий на учет в налоговой инспекции производится автоматически. В то же время, для уточнения соответствующих данных, согласно требованиям статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщик (то есть, в данном случае, - новый субъект хозяйствования) в течении десяти дней должен стать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения. Для постановки на учет в инспекции по налогам и сборам необходимо предоставить уполномоченному сотруднику налоговой инспекции копии следующих документов:
1) протоколов общего собрания учредителей или решений учредителя о создании организации и назначении директора;
2) устава;
3) свидетельства о государственной регистрации;
4) приказа о вступлении в должность руководителя;
5) трудового контракта с директором;
6) паспорта директора;
7) трудового контракта с главным бухгалтером;
8) паспорта главного бухгалтера;
9) договора аренды юридического адреса.
Помимо этого, если предприятие планирует применение упрощенной системы налогообложения, необходимо в течение двадцати рабочих дней с момента регистрации подать в налоговую инспекцию соответствующее уведомление.
Регистрация бизнеса – ответственная процедура, правильность проведения которой позволит избежать неприятных ситуаций в будущем. Доверяя данный процесс нам, вы можете быть уверенными в завтрашнем дне.
Юридическая группа "Бюро 24" оперативно и профессионально окажет помощь по:
- консультированию при выборе организационно-правовой формы будущего юридического лица и системе налогообложения;
- согласованию наименования юридического лица;
- подготовке решения о создании юридического лица;
- разработка учредительных документов юридического лица под конкретного заказчика;
- проведению независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада;
- предоставлению документов в регистрирующий орган;
- получению зарегистрированных документов;
- оформлению трудовых отношений с руководителем юридического лица;
- консультированию о порядке открытия расчетного счета в банке и постановке на учет гос.органах.
- юридическому сопровождению смены собственника юридического лица;
- иные услуги, связанные с регистрацией и дальнейшей деятельностью юридического лица.
Обращаясь к нам, Вы приобретаете надежного партнера в лице целой команды профессионалов.
Звоните!!!
+375 17 200 94 70
+375 44 743 60 67
Есть вопрос? Заполните форму обратной связи с нами, мы обязательно ответим на все Ваши вопросы.
Юридическая группа "Бюро 24" предоставляет нашим постоянным клиентам и деловым партнерам скидки до 24%.